Привет, друзья!
Сегодня поговорим об экзорцизме, бесновании, одержимости, отчитках и всём подобном. Только ленивый не сказал о том, что Сергий Романов не прав, занимаясь всем этим, не указал на его ошибки. Я тоже не ленивый, я тоже укажу. И я соглашусь со всеми, кто говорил до меня, что всё, что делает Романов — ни в какие ворота не лезет. Я об этом скажу, опираясь на собственный опыт, потому что в своей священнической практике соприкасался с бесноватым человеком: взаимодействовал на протяжении нескольких месяцев: молебны служил, молитвы читал, разговаривал с этим бесом — общался по полной программе. И, опираясь на свой опыт, могу с вами поделиться этим.
В самом начале очень важно будет обозначить: есть психические заболевания, а есть одержимость. Психически больной человек тоже может быть одержимым, как и психически здоровый. То есть, существуют психически больные, есть одержимые, но здоровые, а есть психически больные и одержимые — такое тоже бывает. Если врачу-психиатру показать человека одержимого, но психически здорового, то, вероятнее всего, он болезнь не найдет. Чтобы поставить диагноз нужно иметь определенную картину, а если есть только какие-то фрагменты, странности, то диагноза не поставят. Да, возможно, что этого человека на какое-то время поместят в стационар, чтобы за ним понаблюдать, но, в конечном счете, он будет признан совершенно здоровым. А отдельные проявления могут быть, например, симуляцией. Большинство из тех, кого считают бесноватыми, на самом деле таковыми не являются. Это психические заболевания, кликушество, но не реальная одержимость. Тем не менее, существуют реально одержимые люди.
Психиатры тоже бывают разные. Например, доктор Боровских посмотрел на Сергия Романова и сказал, что этот человек абсолютно вменяемый, здоровый. Но другой психиатр скажет, что тут вменяемостью даже и не пахнет.
Еще один дисклеймер: святые отцы не всегда называли бесами непосредственно бесов. То есть если человек был одержим блудной страстью или сребролюбием, в нем беса не было, но святые отцы могли сказать, что человек одержим бесом блуда или бесом сребролюбия. Они считали выражения «страсть блуда» или «бес блуда» синонимами. Тем не менее, есть люди одержимые, а есть страдающие той или иной страстью.
Сейчас я расскажу основную фабулу, а потом поделюсь впечатлениями. Предварительно замечу, что когда меня рукоположили, будущий схиигумен Сергий Романов еще на зоне чифир пил — это к тому, что мне говорят: дорасти до него сначала. Он, конечно, старше меня по возрасту, но по хиротонии я его намного старше.
Когда меня только рукоположили и направили служить в город Новокуйбышевск, там была прихожанка, пожилая женщина, реально одержимая, и с ней я соприкасался в течение месяца. У нас была паломническая поездка в Серафимо-Дивеевский монастырь, и по дороге ей сделалось плохо. С ней было что-то похожее на то, что показывают про бесноватых. Ко мне подошли прихожане и стали просить, чтобы я ей руку на голову. Я испугался этого, подумал: «Да за кого они меня считают, за старца прозорливого?» Во мне это вызвало протест, а они говорят: «Нет, Вы не думайте, это может сделать любой священник, на Вас же благодать священства. Это важно, ей сразу полегчает». Я подумал, что с меня не убудет. Действительно, подошел, руку положил — и она успокоилась.
Чем ближе мы были к Дивеево, тем чаще это происходило, и в самом монастыре с ней это случалось. Сначала меня звали, а потом, услыхав, что ее опять скрутило — стал приходить сам. Подойду, руку положу — она и успокаивается. Вроде бы ничего такого.
А когда мы ехали назад, то посетили источник святого Николая Чудотворца. Это было в середине девяностых годов. Сейчас на любой источник приезжаешь — там всё украшено, часовенки, иконы, всё чинно и благородно. А тогда ничего этого не было, где-то на дереве пришпилена иконка — и всё. Поэтому мы заплутали в разных колодцах, источниках: и там родник бьет, и в другом месте родник бьет, а в каком из них святая вода? Где источник святого Николая Чудотворца? Паломники решили на этой прихожанке воду испытать. Пока она разговаривала, кто-то выплеснул ей на спину полуторалитровую бутылку воды. Ох, как же ее, бедную, скрючило! Был шум, крик, вой — ужас.
Но в этот момент я подумал: «Бесу нас обмануть ничего не стоит. А вдруг он кривляется? С чего это мы вдруг решили, что он не знал, что к ней сзади подходят с бутылкой воды? Что ему стоит покривляться? Да запросто! Это же бес. С чего это мы взяли что с его помощью можно тестировать: где правда, а где ложь?» В тот момент я понял насколько всё непросто.
Когда ту женщину водой облили (а она собой в этот момент не владеет), то в ней эта тварь заговорила. Но это лжец и отец лжи. Даже если он будет говорить правду — он все равно будет лгать, потому что это бес! И любая правда в его устах тут же становится кривдой. Потому что это его правда, бесовская. Он туда привносит свой дух.
Вот тогда мне стало реально страшно от того, что я имею дело с существом намного могущественнее меня. Ведь он жил с самого сотворения мира! Он сам — ангел, он видел, как происходило падение, сам участвовал в этом, сделал свой выбор. Он видел, наверное, сотворение Адама и Евы. Он, может быть, видел Христа и всех ветхозаветных и новозаветных святых. А сейчас он каким-то образом оказался в этой женщине. И я имею, так сказать, возможность с ним побеседовать.
А я кто? Я — безусый, безбородый молодой человек, я для него — пыль придорожная. Да он могущественней меня в миллион раз! Единственное, почему он меня не может уничтожить — потому что ему Господь не дает этого сделать. А там такая злоба! И я им «повелеваю», что-то у него спрашивая? Да будет ли он вообще со мной разговаривать? Я спрашивал, как его зовут, и он что-то мне отвечал. Даже, если он мне правду сказал — это же все равно бесовская правда.
После этого случая, вернувшись из поездки, я обратился к духовнику. Эта женщина просила меня послужить молебен, пособороваться, молитвы почитать. И как-то мне было страшно. Я спросил духовника: как быть? И он ответил так: «Ты туда сильно не лезь, но совсем отказывать человеку тоже нехорошо — человек страдает. Послужи обычный молебен. Ничего туда не привноси из требника Петра Могилы, потому что всё, что из этого требника — это католический экзорцизм. Если хочешь почитать молитвы — есть четыре заклинательные молитвы из чина оглашения, которые читают все священники во время крещения. Вот их почитай». Он мне рамки поставил, и я стал действовать спокойнее, увереннее.
Чем закончилось? Закончилось тем, что, во-первых, я стал тяготиться всем происходящим. Страх усиливался, мне было не по себе. В конце концов, меня просто перевели на другой приход, где я и прослужил всё время. Прихожанка эта еще пару раз ко мне приезжала послужить молебен, и больше я этого не касался.
Очень важно осознавать свое место. Когда священник соприкасается с бесноватым, очень важно понимать, чувствовать, четко различать то, что бес — это все-таки ангел. Он видел всё и совершенно по-другому всё воспринимает, даже течение времени. Ты для него — никто, ничто, пыль придорожная. Он тебя просто уничтожит! Если ты как священник имеешь над ним власть — то это не ты имеешь власть, а та божественная благодать, которой тебя Господь наделил. Это Бог тебе дает не потому, что ты хороший, а потому, что ты священник. Твои личные качества не важны. Он тебе дает в рамках священнического служения заклинательную молитву «Запрещаю тебе…». Всё это работает не потому, что ты такой молодец, а потому что Господь это делает.
Это всё красиво звучит. На самом деле происходит так: когда реально соприкасаешься с бесом (я подошел, положил руку на голову — и женщина успокоилась), то понимаешь, что это не ты делаешь, это Господь. А когда это происходит не одну неделю и не один месяц, то тогда, постепенно, в уме имеешь одно (это не я, это всё боженька, а я смиренный раб Божий), а в сердце невольно растет льстивое чувство, в глубине души, перед идолом твоей гордыньки курится ладан, который говорит тебе: как круто бесами повелевать! Ты боишься этих мыслей, умом понимаешь, что этого не надо. Я не хочу, а оно внутри растет и не спрашивает, хочешь ты или не хочешь. Оно нарастает, и тут ты понимаешь, что бес может тебя слушаться хотя бы для того, чтобы вырастить в тебе эту дрянь.
Еще одно искушение. Когда ты соприкасаешься с духовным миром: вот он, бес, ты его чувствуешь, слышишь, взаимодействуешь с ним — возникает идея, что это надо показать по первому каналу. Потом ты себя тормозишь: нет, не надо. А потом внутри начинается борьба: а почему нет? Если люди это увидят, то они, наверное, поймут, осознают, у них что-то тронется в душе. Почему нельзя этого делать? Потому что, по сути дела, я хочу использовать беса как средство для того, чтобы проповедовать Христа. Что из этого получится? Абсолютно ничего хорошего!
Но такое искушение есть. И я вёлся, надо сказать, на такую мысль, молебен служил при открытых дверях — люди могли заходить и что-то видеть. Когда-то и специально людей приглашал на такой молебен, чтобы вместе помолиться, а потом этих людей пытался успокоить от шока. Я уже сказал, что умом-то я понимаю — не я тут бесом владею, а Господь Бог через меня, но внутри-то нарастает искушение помимо моей воли, помимо моего желания. Я думаю одно, а изнутри растет другое, я с этим как-то пытаюсь бороться. А когда я людей приглашаю, то эти люди начинают на меня смотреть снизу вверх: «Ничего себе, батюшка у нас крутой! Бесов одной левой, крестом — хрясь, ого-го!» — и поддают в топку твоего искушения. Вот тогда реально становится страшно, и ты чувствуешь, как почва уходит из под ног, и не на что опереться. Потому что мозгами ты можешь понимать всё, что угодно, а изнутри прёт, и ты этому противостоять не можешь.
Конечно, найдутся злопыхатели, которые мне напишут в комментариях: а молиться пробовал? Да я с колен не вставал, молился с утра до ночи! Двадцать четыре на семь, что называется, семью не видел. Знаете, когда я ел? Я уходил утром, не позавтракав, потому что служил литургию. Отслужив литургию, потреблял Дары. Следующий прием пищи у меня на всенощной, во время шестопсалмия. А всё остальное время — это служба: требы, молебны, отпевания, венчания, крещения. Каждый божий день, пять литургий в неделю. Так что молился. Может быть, поэтому Господь перевел меня на другой приход: прекращай все это! Я, на самом деле, очень благодарен, что заглянул в лицо этой бездне.
То, что делает Сергий Романов, иначе как цирком или балаганом (чтобы не обижать работников цирка) назвать нельзя. Это просто шоу, которое он устраивает для того, чтобы произвести эффект и впечатление — и больше ничего. И этим бесам, с которыми он взаимодействует (а может там просто кликуши, бесноватых нет, а может и есть — я не буду в этом разбираться, не хочу), ничего не стоит покривляться год–другой. Покривляются, а потом ему: «Иди-ка сюда, голубчик!» — он и так весь их. И людям навешали на уши тонны лапши, а они всё съели.
Той моей прихожанке люди верили. Верили тому, что бес через нее говорил, когда с ней в очередной раз случался припадок. Люди с удовольствием вопросы задавали, и когда он через нее вещал, то всё за чистую монету принимали. Я их спрашивал: «Вы зачем бесу верите? Это же бес! Он обманет, не поперхнется!» А люди: «Мы понимаем», — и все равно верили. Это потом не вырвешь, не вытравишь никак.
И у Романова в монастыре то же самое. Эти шоу экзорцизма, которые он устраивает — игра на публику. Если там реальные бесы участвуют, то им и напрягаться особо не надо, как я понимаю. Они в сторонке курят, отдыхают и посмеиваются над всем, что там происходит, — вот и всё! И правы святые отцы в том, что нельзя всё это показывать людям вообще. А там ведь маленькие дети, впечатлительные женщины, люди с неустойчивой психикой, психотики, невротики — кого там только нет! Да еще и снимают это на камеру, выгружают в интернет — Боже мой! Зачем это всё делается? Только для того, чтобы произвести эффект и утвердить свою власть над людьми — нет иного объяснения. Чтобы люди увидели, что батюшка бесами руководит, он такой сильный, наш спаситель, без него никак, он нас всех спасет.
А для чего я занимался с той прихожанкой столько времени? Чего я достиг в итоге? Я не могу ничего сказать, потому как: а что изменилось? Да ничего. Хотя ее родственники говорили мне, что когда-то давно, когда она была молодая, только несколько мужиков могли удержать ее и подвести к Причастию. Она вырывалась, страшно, что творила, и после Причастия могла просто неделю лежать не вставая, абсолютно разбитая. А сейчас она сама подходит к Причастию. Бывало, она кашляла, лаяла, но, в принципе, сама подходила и причащалась. Она может вести полноценную религиозную жизнь, ей стало легче. Что касается именно этой прихожанки, то она была очень благочестивой, очень верующей — она молилась, соблюдала все посты, праздники, всегда в храме, в паломнических поездках. Царство Божие от нее не закрыто. Но, кстати, она тоже своему бесу верила, что бы я ни говорил. И родственники ее в той или иной степени верили, и прихожане.
Итак, главный вывод из всего. Бес — это не миленький чертик с рогами, с пятачком, как в сказках рисуют. Это реальная сила, очень злобная, опасная и коварная. Всё, что он говорит, всё, что он делает — это всё ложь! Он — ложь и отец лжи, он не может говорить правду. Если он говорит правду, то она в его устах становится кривдой, потому что он привносит свой дух.
Священнику, который взаимодействует с бесами (отчитки проводит, заклинательные молитвы читает, экзорцизмом занимается), важно иметь глубочайшее смирение. Оно должно пропитывать всё его существо, чтобы он не просто умом понимал, а всё его внутреннее ощущение было пропитано осознанием своего внутреннего недостоинства, своей немощи. То, что он делает — это Господь делает, а не он. У него это должно быть не просто хорошо выученным семинарским уроком, этим он должен быть пропитан изнутри. И все те люди, которые присутствуют на отчитках, тоже должны быть такими же смиренными, чтобы для них это не стало соблазном, и чтобы они сами не стали соблазном для этого священника. Поэтому, все эти вещи могут проходить только за закрытыми дверями, только в узком кругу.
То, что делает Сергий, как он общается с этими бесами, как опирается на их свидетельства в своих проповедях — это ни в какие рамки не вмещается, абсолютно! За одно только это, его уже можно запрещать в служении, я так считаю. Посадить его в келью — пусть сидит и молится, и больше не высовывается.
Ну что же, дорогие друзья! Благодарю вас за внимание, ставьте лайки, пишите комментарии, нужно ли делать репосты — не знаю. Чем меньше про это говорить, тем лучше.
Здравствуйте!