Я сейчас готовлюсь к новому учебному году в детском саду. Одним из этапов подготовки является составление картотек (сборников) игр по различным тематикам, которые используешь лично ты.
Хочу поделиться интересными, на мой взгляд, играми, которые помогут малышам освоить простейшие математические представления. Это ведь не только счет, но и ориентация в пространстве и времени, различение и сопоставление фигур по форме, цвету, величине, количеству, умение сравнивать, классифицировать и выделять лишнее.
Для этих игр не нужно большого количества игроков, достаточно родителей и ребенка.
Этажи (автор Женя Кац)
Подходит детям, которые уже знают счет до 10. Учит ориентироваться в числовом ряду.
Ведущий (взрослый) загадывает какое-то число из определенного диапазона (до 10, до 20, до 100 в зависимости от знаний и возраста ребенка). Это число - этаж дома. Задача ребенка угадать этот этаж, произвольно называя числа из этого диапазона. Взрослый в ответ говорит "выше" (больше) или "ниже" (меньше) задуманное.
Например, я загадываю 5 этаж в десятиэтажном доме. Ребенок называет 4, я отвечаю "Выше", значит, по идее, 1,2 и 3 он уже не должен называть, а если называет, мы строим домик из кубиков или рисуем на бумаге и показываем, что значит "выше" на конкретном примере. Так формируется понимание последовательности чисел и величины, умение сужать диапазон искомого, развивается логика и внимание.
В "Этажи" удобно играть на ходу (когда правила и смысл уже понятен и при необходимости отработан на кубиках) или в очереди. Я играю со своими детьми лет с 4х.
Погладь кошку
Вариация для дошкольников известной дворовой игры "Штангер, стоп" тоже из сборника Жени Кац "Пирог с математикой" (игры для детей 4-7 лет), М.: МЦНМО, 2014.
Развивает глазомер и ориентацию в пространстве.
Играют парами дети или ребенок-взрослый. Один из них "кошка", другой - "хозяин".
«Хозяин» стоит спиной к «Кошке» и считает до 5 (10), в это время «кошка» убегает. По окончании счета «Хозяин» кричит «Стоп!», и «кошка» останавливается.
«Хозяин» оценивает, сколько шагов нужно пройти до «Кошки», и называет количество шагов, стоя на месте! (В этот момент многие дети начинают сразу двигаться и считать шаги. НО! Сначала нужно назвать количество шагов, только потом идти).
Затем «Хозяин» двигается по направлению к «Кошке» и делает ровно столько шагов, сколько он назвал. Если после этого он может дотянуться и погладить «Кошку», он выиграл. «Кошка» и «Хозяин» меняются местами.
Если до «Кошки» не достать, она убегает, и игра начинается сначала.
Можно вспомнить детство и использовать разные виды шагов, например: великан –большой шаг; лилипут – приставной шаг (пятка одной ноги касается носка другой); зонтик –шаг с одновременным вращением вокруг своей оси с разведенными в стороны прямыми руками; лягушонок –прыжок из положения «на корточках»; зайчик – прыжок на двух полусогнутых ногах. Заодно для моторики и координации полезно, и весело.
Робот
Нейропсихологическая игра, используется для закрепления пространственных представлений. К моменту игры ребенок должен быть знаком с понятиями "вперед", "назад", "право", "лево".
Ребенок - это "робот", который управляется взрослым, дающим команды движения: шаг вперед, два шага вправо, три шага назад и прочее.
Вначале даются простые команды, затем можно усложнять, выдавая цепочку команд из 2-3-4 инструкций.
Чтобы было интереснее играть, можно придумать цель - выйти из комнаты, дойти до определенного предмета. Как только цель достигнута, взрослый и ребенок меняются местами. Теперь ребенок составляет программу для "робота" (это гораздо сложнее, чем просто выполнять команды).
Рекомендуется для детей 5-10 лет, младшим школьникам тоже будет непросто.
Летели дракончики...
Игра из моего детства, мы играли в нее даже в школе во время перемен от нечего делать (телефонов-то еще было))). А сейчас я играю со своими детьми, когда нужно занять время, например, в очереди.
Двое (и больше) участников встают в круг так, чтобы ладонь одного "захлопывалась" (была между) ладонями другого, и начинают проговаривать считалку:
Летели дракончики,
Ели пончики.
Сколько пончиков
Съели дракончики?
На каждое слово делается хлопок, хлопком зажимается то ладонь одного, то ладонь другого игрока. Если игроков больше двух, то они встают так, чтобы "передавать" хлопок по кругу.
Игрок, на котором остановился стишок, придумывает, сколько же пончиков съели дракончики и называет число (лучше заранее договориться, что это числа от 1 до 10).
Следующий участник игры начинает считать, на каждый счет - хлопок. Задача последнего игрока, кому выпало назвать придуманное число, запятнать следующего, а задача этого участника - успеть отдернуть руку и не дать совершить последний хлопок.
Для этого нужно внимательно следить за счетом и быстро реагировать, что не так просто, особенно когда игра идет в быстром темпе.
В сборнике Жени Кац есть та же игра с другими словами:
Летел лебедь по синему небу.
Читал газету под номером... (называем число)
или
Летел лебедь по синему небу,
Сломал крыло. Загадал число.
Выбирайте, какой текст ближе вам.
Удачных и веселых полезных игр!