Найти тему

Бауман. Последний полёт Грача.

Наконец-то мной был написан и опубликован на сайте "Русская Стратегия" большой текст о революционере Николае Баумане в двух частях.

В советское время было наворочено много мифов, которые обеляли революционеров, превращая их в «героев». Реальность же была далека от радужных картинок. Как показала жизнь, сегодня крайне важно обратиться к истории прошлого, чтобы объяснить современные события. К написанию данного текста было несколько поводов. Повод, который подтолкнул к написанию конкретно этой версии – события в США. Их отправной точкой, как известно, стала гибель криминального элемента Джорджа Флойда (которому устроили пышные похороны с золотым гробом). Моя память историка сразу помогла найти в истории подходящий пример. И он представляется вашему вниманию. К написанию же первой, оригинальной версии послужило то, что я в своё время пересматривал сериал «Раскол» (1993) – про рождение большевизма на II-м съезде РСДРП (снят режиссёром Сергеем Колосовым). Одним из персонажей этого сериала был большевик, верный и преданный сторонник Ленина, весьма важный для партии деятель – Николай Бауман, очень убедительно сыгранный актёром Алексеем Богдановичем (сперва он претендовал на роль Ленина, но высокий рост не позволил этого). Личность это была весьма интересная.

-2

Бауман. Последний полёт Грача. Часть 1.

-3

Бауман. Последний плёт Грача. Часть 2.

Андрей Белый (Борис Бугаев) в молодости
Андрей Белый (Борис Бугаев) в молодости

В качестве бонуса - фрагмент из воспоминаний писателя и поэта Андрея Белого о похоронах Баумана (написаны в последние годы его жизни):

К ночи узнали: убит Бауман; помнился образ рыжебородого знаменосца; я  его никогда не видал потом, - в дни, когда черные фигурки полезли отвсюду;  они готовились к предстоящим убийствам.  
Помню день похорон.  
Я ждал процессию в начале Охотного ряда, имея перспективу из двух  площадей с подъемом на Лубянскую площадь; голова процессии не показывалась;  тротуар чернел публикой; вырывались яркие замечания; вот - в черном во всем  "дамы света", вот - длинный, ерзающий при них офицер; лицом - Пуришкевич;  они хоронили Россию; в воздухе взвесилась серая, холодная дымка; и пахло  гарью; от времени до времени площадь пересекали верхом - студенты  технического училища; офицер воскликнул, вскочивши на тумбу:  
- "Смотрите?"  
Смотрели: и "дамы" и я, - куда он указал; от Лубянской площади; точно  от горизонта, что-то пробагрянело; заширясь, медленно текло к "Метрополю";  ручей становился алой рекою: без черных пятен; когда голова процессии  вступила на Театральную площадь, река стала торчем багряных - знамен, лент,  плакатов: средь черных, уже обозначенных пятен пальто, шуб, шапок,  манджурок, вцепившихся в древки рук, котелков; рявкнуло хорами и оркестрами;  голова процессии сравнялась с нами: испуганный офицер переерзывал с места на  место.  
А там-то, там-то:  
- с Лубянки, как с горизонта, выпенивалась река знамен: сплошною  кровью; невероятное зрелище (я встал на тумбу): сдержанно, шаг за шагом, под  рощей знамен, шли ряды взявшихся под руки мужчин и женщин с бледными,  оцепеневшими в решимости, вперед вперенными лицами; перегородившись  плакатами, в ударах оркестров шли нога в ногу: за рядом ряд: за десятком  десяток людей, - как один человек; ряд, отчетливо отделенный от ряда, - одна  неломаемая полоса, кровавящаяся лентами, перевязями, жетонами; и - даже:  котелком, обтянутым кумачом; десять ног - как одна; ряд - в рядах отряда;  отряд - в отрядах колонны: одной, другой - без конца; и стало казаться: не  было начала процессии, начавшейся до создания мира, отрезанной от тротуаров  двумя цепями; по бокам - красные колонновожатые с теми ж бледными, вперед  вперенными лицами:  
- "Вставай, подымайся!"  
Банты, перевязи, плакаты, ленты венков; и - знамена, знамена, знамена;  какой режиссер инсценировал из-под выстрелов это зрелище? Вышел впервые на  улицы Москвы рабочий класс.  
Смотрели во все глаза:  
- "Вот он какой!"  
Протекание полосато-пятнистой и красно-черной реки, не имеющей ни  конца, ни начала, - как лежание чудовищно огромного кабеля с надписью: "Не  подходите: смертельно!" Кабель, заряжая, сотрясал воздух - до ощущения  электричества на кончиках волос; било молотами по сознанию: "Это то, от  удара чего разлетится вдребезги старый мир".  
И уже проплыл покрытый алым бархатом гроб под склонением алого бархата  знамени, окаймленного золотом; за гробом, отдельно от прочих, шла статная  группа - солдат, офицеров с красными бантами; и - гроба нет; опять слитые  телами десятки: одна нога - десять ног; из-под знамен и плакатов построенные  в колонны - отряды рабочих: еще и еще; от Лубянской площади - та же река  знамен!  
Втянутый неестественной силой, внырнул я под цепь, перестав быть и став  "всеми", влекшими мимо улиц; как сквозь сон: около консерватории ухнуло  мощно: "Вы жертвою пали"! Консерваторский оркестр стал вливаться в  процессию.   У Кудрина вырвался, чтобы попасть к меня ожидавшему Соловьеву; очнулся  у самоварика, из-под которого глянула сладенькая "бабуся":  
- "На вас лица нет".  
Было вперенье во что-то, впервые открытое: "Мировой переворот - уже  есть!" И он - лента процессии, пережитая как электрический кабель огромной  мощи.  
Товарищи Сережи - студент Нилендер, студент Оленин - о чем-то спорили;  багровый Рачинский отплясывал между нами словесные трепаки; напяливши  меховую шубу, он вовлек меня в переулок, где, встретясь с кем-то, узнали:  около Манежа расстреляна одна из возвращавшихся с похорон колонн.  
И вспомнились красные косяки зари на Кремле; это - пятна крови  расстрелянных.

Интересный факт:

изначально планировалось назвать мой текст "Грач отлетался", но, в итоге, было придумано название, под которым текст и появился на Русской Стратегии.

Оригинальный первоначальный текст был опубликован мною именно на моём канале на Яндекс-дзэн.