Найти в Дзене
КинокрИтинка

Семейные драмы Ари Астера, ставшие самыми жуткими хоррорами...

Всем откровенно надоели скримеры и "чудовища под кроватью". Нам подавай свежее, выходящее за рамки шаблонов. Как здорово, что самый популярный жанр не стоит на месте. Современные режиссёры нашли, как привлечь "привередливого" зрителя своими ужасными фильмами. Разбираемся вместе, чем американский режиссёр #ари астер покорил кинокритиков и фанатов жанра "хоррор"?
Оглавление

Всем откровенно надоели скримеры и "чудовища под кроватью". Нам подавай свежее, выходящее за рамки шаблонов. Как здорово, что самый популярный жанр не стоит на месте. Современные режиссёры нашли, как привлечь "привередливого" зрителя своими ужасными фильмами. Разбираемся вместе, чем американский режиссёр #ари астер покорил кинокритиков и фанатов жанра "хоррор"?

Фото: horrorzone.ru
Фото: horrorzone.ru

Первое, что бросается в глаза - Ари Астер выводит киноманов на эмоции. В биографии режиссёра есть две полнометражные картины, которые привели его к успеху и всколыхнули уставших от банальщины зрителей. Точкой давления стали психологическое напряжение и вскрытие социальных ран.

Но сначала уделим внимание короткометражкам, которые "раскачали" его талант. Всего их семь. Глядя на эти работы, сразу становится ясно: Ари Астер открывает шкаф с семейными скелетами, которые пугают и порождают жуткий интерес. А происходит это, потому что тайны открывают глаза на то, что такие истории реально бывают. Самые яркие работы, с которыми рекомендую ознакомиться, покажут путь режиссёра от семейных трагедий до жестоких драм:

"Что-то странное с Джонсонами" – в сюжете обычная семья, яркие тёплые краски, но уже после первой минуты всё меняется. Режиссёр слишком остро и непредсказуемо ставит тему домашнего насилия, доводя зрителя до дрожи своими приёмами: все неожиданные обстоятельства перетекают медленно из гармоничного кадра и стреляют в самое сердце; минималистичные кадры частей тела, щели, через которые смотрят герои, заставляют присматриваться к жестоким происшествиям.

"Мюнхгаузен" – немая картина об ещё одних больных отношениях. Название фильма даёт намёк, чего ожидать от просмотра. Женщина мучает себя представлениями об одиночестве и будущем сына, в котором ей места нет. Напряжённая музыка, мелькающая даже в весёлые моменты, добавляет переживаний. А солнечные оттенки плавно переходят в холодные, то обратно теплеют. Зрителя этот эффект бросает из стороны в сторону, как и главную героиню фильма. Буквально чувствуешь: сейчас что-то случится и сорвётся, а любовь может стать опасной для человека.

Фото режиссёра, kino.rambler.ru
Фото режиссёра, kino.rambler.ru

Фильмы Ари Астера имеют больше схожих черт, чем может показаться поначалу. Его киноленты затрагивают проблему взаимоотношений между близкими людьми и уходят своими корнями глубоко в психоанализ. Эмоциональная составляющая фильма, на мой взгляд, главное на что стоит обратить внимание и от чего необходимо отталкиваться при попытке понять "Что хотел сказать автор?". Семейные трагедии – это то, что цепляет режиссёра. Все идеи он берёт из личного опыта и вдохновляется актёрами своих фильмов. Его драмы – это та боль, которая специально даётся зрителю и заставляет ужаснуться, насколько же она правдива.

Пробы пера дали толчок к созданию полнометражных шедевров: "Реинкарнация" и "Солнцестояние". Удивительно, что вторую картину начали снимать, когда первый фильм ещё не вышел в прокат, поэтому режиссёр не отталкивался от отзывов и советов, а снимал свою задумку, как видел изначально.

Фото: wallpapersite.com
Фото: wallpapersite.com

"Реинкарнация" – фильм, который взорвал интернет. В центре событий снова семейные проблемы и психические расстройства, которые режиссёр вывел на новый уровень. Трагедия в семье героев началась с утраты матери главной героини, скрывающей самое жуткое от своей семьи. Однако по мере развития сюжета мы понимаем, что проблемы в этом доме начались намного раньше. Энни рассказывает психотерапевтической группе о том, как погибли её отец, брат и наконец мать. И вот тут уже кое-что становится ясно - Энни так же нездорова, как и все её родственники.

Тёмные краски в доме на краю леса подогревают гнетущую атмосферу. Здесь режиссёр признаётся, что добивался оттенков классических хорроров. Но больше все же пугают отношения внутри семьи Грэхем.

Фото: katushka.fun
Фото: katushka.fun

Смерть Чарли окончательно "сносит крышу" дома: Энни сходит с ума и не может найти себе место, пытается найти поддержку вне семьи, так как не находит её внутри. Питер мучается от вины, однако не находит в себе силы признаться в содеянном. Отчасти он чувствует, что кровь сестры в том числе и на руках его матери, ведь это она уговорила детей отправиться вместе на ту самую вечеринку. А поведение Стивена, продиктованное желанием жить нормальной жизнью, демонстрирует нам безразличие и склонность замалчивать проблемы вместо того, чтобы набраться смелости их решать. Парадоксально, что он делает шаг к признанию проблемы перед тем самым моментом, как Энни бросает злополучный блокнот в огонь. Стивен убил надежду Энни на то, что они придут к взаимопониманию, в ответ она невольно убивает своего мужа, разрывая, как она думает, порочный круг.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Игрушечный домик и миниатюрные фигурки реальных людей дают понять, что главные герои живут в таком же ненастоящем доме, управляемом демоном. Яркий художественный приём в самом начале фильма, когда действие происходит как будто в маленьком домике, намекает нам именно на это. Астер демонстрирует, что порой от человека ничего не зависит: случайные смерти дочери и мужа, безуспешные попытки Энни исправить ситуацию, доверие не тем людям, из-за которых в доме поселилось зло.

Скрытый смысл обнажает суть, и вы сразу всё поймёте после истинного перевода названия фильма: "Наследственность". Режиссёр доказывает таким необычным способом, что от неё не убежишь, а эти отравленные, болезненные чувства и мысли способны разрушить всё.

Фото: startfilm.ru
Фото: startfilm.ru

После успеха первого фильма появилось "Солнцестояние", и каково было удивление, что эти две картины оказались разными по краскам и персонажам, но так схожи по общей боли. "Солнцестояние" пестрит яркими оттенками, чёрным юмором и ужасами средь бела дня.

Действие фильма начинается в Нью-Йорке, атмосфера мрачная и волнующая. Главная героиня Дэни в растрёпанных чувствах: она чувствует, что происходит что-то плохое, но боится в это поверить и принять. После утраты родных сцены в темной квартире Дэни со страшными, пугающими картинами на стенах, показывают насколько главная героиня одинока. Её молодой человек Кристиан не в состоянии сопереживать, он хочет избавиться от болезненных отношений, но не может найти правильный способ, боится признаться себе и ей, что любви больше нет. До приезда в Швецию они вместе с друзьями и наедине в нескольких сценах говорят друг с другом через отражения в зеркалах. С помощью этого художественного приёма Астер добивается того, чтобы зритель посмотрел на героев другими глазами, увидел их потаённые мысли и самые темные желания.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Мы переносимся в Швецию, в родовую общину Пелле, где краски и музыка настраивают на спокойствие и умиротворение. В фильме много наркотиков, которые олицетворяют токсичность поступков персонажей и боль прошлого, прорастающего внутри Дэни. Жёлтый цвет слишком ядовитый, он окружает героев весь фильм: солнце, одежда, дом, желтые цветы устилают тропинку в общину староверов. Он словно поглощает девять человек, но при этом не трогает Дэни. Культисты в белоснежных одеждах, словно ангелы окружают девушку и постепенно забирают её себе, как королеву Мая, якобы очищая от токсичных друзей, отношений и прошлого.

Приём режиссёра в виде переворота камеры, когда герои едут в машине, чётко даёт понять, что перевернётся и жизнь молодых людей. Астер давит через эмоции, что мы наблюдаем, когда Дэни видит "измену" своего парня, а девушки вместе с ней начинают кричать и копировать её мимику, будто сливаясь в единый организм. Если вспомнить, то Дэни уже рыдала в подобной позе, но в одиночестве. Сцена с культистками означает единство и поддержку, которых так не хватало главной героине. Каждое чувство - боль или удовольствие, грусть или счастье - объединяет членов общины, делая их непобедимым целым.

Фото: madtosby.ru
Фото: madtosby.ru

Поэтому финальный аккорд, где Дэни улыбается, полностью добивает зрителя и оставляет мучиться в догадках: биполярное расстройство? Путь освобождения от токсичных отношений на грани безумия? Ведомое чувство, которое подавило Дэни в новом обществе и в "отношениях" с культом?

Работы Ари Астера – жестокие семейные драмы. Режиссёр часто говорит в интервью, что ему трудно назвать хоррором даже "Солнцестояние", поскольку в этом фильме, как и во многих его картинах, затронуты проблемы взаимоотношений внутри семьи, которые ненормальны, запретны и насильственны.

Фото: twitter.com
Фото: twitter.com

К слову, ещё одна страшилка Астера - это реальная способность людей объединяться вокруг самых бредовых и жутких идей. В "Реинкарнации" культисты верят, что погубив душу и открыв портал демону, они обогатятся и получат все, чего только захотят. В "Солнцестоянии" язычники убеждены, что только с помощью правильно выполненных ритуалов - жертвенный огонь, оплодотворение земли - они получат достойный урожай и не навлекут на себя гнев матушки земли. И в первом и во-втором случае люди делают зло, чтобы получить себе те или иные блага. И самое страшное, что так действительно бывает в жизни. Именно это пугает. Именно так пугает Ари Астер...

Пишите в комментариях, а что вы увидели в фильмах гениального режиссёра Ари Астера? Также не забудьте поставить палец вверх и подписаться на канал КинокрИтинка.

Читайте также:

Почему скрытый смысл фильма "Мы" приводит в ужас?

Обязательно к просмотру: фильм "Вторая жизнь Уве"

Что значит быть "Кроликом Джоджо"?

5 причин НЕ смотреть фильм "Джуди"

Что скрывает под своей маской "Фаворитка"?