Пилатусбан считается самой крутой железной дорогой в мире. Весь маршрут от города Альпнахштадт до вершины горы Пилатус поезд проходит за полчаса, делая пару остановок по пути. Самый опасный участок железной дороги Пилатусбан — в конце, когда поезд въезжает в тоннели, а туристы судорожно вжимаются в кресла.
Пилатус — это горный массив в Швейцарских Альпах. Добраться до вершины горы можно тремя способами: по зубчатой железной дороге (из Alpnachstad), по канатной дороге (из Kriens) или пешком. Любой из способов подъема оставит незабываемые впечатления, главное — угадать с погодой. А она здесь переменчива — дождь может сменить солнечную погоду без предупреждения, и наоборот. И это порой по несколько раз за день.
Железная дорога Пилатусбан была открыта в 1889 году, а в 1937-м ее электрифицировали. Строительство железной дороги осуществлялось по проекту инженера Эдуарда Лохера. Примечательно, что когда он предложил проект конструкции с двумя горизонтально движущимися зубчатыми колесами, его назвали чудаком. Сегодня же система Locher — одна из распространенных конструкций зубчатых зацеплений на железных дорогах.
Сидеть в вагоне нужно лицом к вершине Пилатус. С левой стороны — пейзажи гор, скал, лугов, лесов, а с правой к ним добавляется потрясающий вид на озера и населенные пункты. Вокруг, как и по всей Швейцарии, слышен звон колокольчиков пасущихся коров. Те, кому интересен процесс управления поездом, могут сесть в первый вагон и наблюдать за работой машиниста.
30 минут в пути пролетают мигом. По маршруту поезд делает непродолжительные остановки. Одна из них, на станции Amsigen, длится пару минут — здесь у фермеров можно купить сыр.
Завершающий отрезок маршрута самый захватывающий — это проезд через тоннели, выдолбленные в скалах, это те самые уклоны в 48%, это обрывы в десятки метров высотой в метре от поезда. Единственный минус от поездки, на который, впрочем, не обращаешь внимания, — это шум зубчатых колес.
На вершине горы Пилатус Кульм чего только нет — отели, рестораны, кафе, сувенирные магазинчики, открытые и крытые смотровые площадки и пять пешеходных троп с перепадом высот до 60 м.