Найти в Дзене
Good Old Nerpach

Что связывает Мортариона и Сангвиния

Мортарион на Барбарусе
Мортарион на Барбарусе
Они пытались похоронить нас, но не знали, что мы семена (с) Динос Христианопулос
И скорбящих, и заблудших приглашаю я на пир, я вовек единосущен Тем, Кто создал этот мир (с) С. Калугин

Хлеб и вино появились в нашей жизни в неолите, и именно вокруг них сформировался мифологический цикл смерти и воскресения. Урожай как казнь, посев как погребение, прорастание как возрождение. Хлеб и вино стали плотью и кровью Христа в христианском символизме.

К сожалению, в цикле Ереси пока не появилось отдельного произведения, напрямую сопоставляющего Мортариона и Сангвиния в рамках этой темы, но в отдельных произведениях очень четко раскрыты отдельные аспекты. Особенно тщательно это проработал Дж. Сваллоу.

Ярче всего "хлебная" символика Мортариона видна в недавнем "Погребенном кинжале". "Жнец" показан в изначальной полноте образа - это не столько образ смерти, сколько Сатурн/Кронос, дающий урожай. Мортарион в романе - культурный герой с постоянной фоновой темой земледелия. Он рассудителен и интроспективен, куда трогательнее Сангвиния, лишён зловещей жажды.

Жертвенная тема Сангвиния и мотив крови видны в сеттинге ярче всего. Сангвиний получает образ "стража загробной жизни" по крайней мере для своих детей. В честь его жертвы учреждают праздник, похожий на пасхальные обряды. Он и культурный герой, и создатель красоты, дионисийский персонаж, и мистик-провидец. Как у Диониса, есть у него и "звериная" символика - ярость, Алая Жажда его сынов.

Сангвиний у врат Императорского Дворца
Сангвиний у врат Императорского Дворца


От Императора и Мортариону, и Сангвинию достался аспект Осириса, сходящего в мир мертвых. Сам Император пока что духом пребывает в варпе, а телесно прикован к трону, чтобы удерживать бездну. Хлеб и виноград едины и в образе Осириса, и в образе Диониса. Мортарион - скорее Загрей, Сангвиний - скорее Дионис Младший. Сет, бог пустыни, в мифах Древнего Царства спускался в Нижний Мир, чтобы поразить змея Апопа. В Новом царстве его отождествили с западносемитским Баалом, символика которого досталась Сангвинию.

Оба они и живы, и мертвы одновременно. Сангвиний уже не должен вернуться в мир живых, но действует в загробном мире. Мортарион "Кинжала" застыл в ожидании, приняв власть Нургла и став образом смерти, но готов дожидаться своей весны.

Свинец, металл Сатурна - символ и безумия, и депрессии-"нурглизма", и статичности в хорошем смысле. По Аристотелю, свинец - прокаженное золото. Как замечает Магнус, у Мортариона порча затронула только тело. Нигредо - не завершение его пути, а только зимняя пауза посеянного зерна. Он ждёт под властью Нургла так же, как раньше под властью Некаре. Увы, г-н Хейли в "Чумной войне" радостно заменил печальный образ из "Кинжала" интриганом-повелителем фекалоракет.

Сангвиний прошел свое искушение и свое нигредо, дойдя до стадии "золота", но его "виноградный день" ещё ждёт литературного воплощения. Фанаты и авторы постоянно спекулируют на теме возможного реткона битвы на "Мстительном Духе". В линейке Темного Империума он появляется в видении тяжелораненого Данте, отправляя главу ордена обратно в мир живых. Будем надеяться, здесь у авторов хватит ума не напортачить и не "оживлять" Ангела ради продаж миниатюр. 

Источник: https://tgmsg.ru/grimbright