Предыдущие части: Вступление, Музыка это ритм, Наблюдение отношений, Рождение системы, Мы слушаем не ноты, Путь домой
В предыдущих частях мы выяснили, что музыка – это соотношения консонантных частот, которые "путешествуют" от базовой частоты (корневой ноты, тоники) и обратно к ней.
Базовая частота может быть выбрана любая. Но часто мы встречаем информацию, что некая музыкальная композиция исполнена в "до мажор", или "ре минор", или "соль диез мажор". Что всё это значит, и для чего нужно?
Как мы уже знаем, (стандартная) октава состоит из 12 интервалов. Эти интервалы можно сравнить со ступенями лестницы, когда вы поднимаетесь с этажа на этаж. Вы начинаете с базовой ступеньки, и пройдя один пролёт, снова попадаете на базовую ступеньку (но уже октавой выше).
Ранее для примеров я использовал чистый строй, ввиду того, что у него удобные интервалы. В дальнейших рассуждениях я буду использовать современный равномерно темперированный строй. Если вы пропустили описание, то прочитайте его сейчас: Рождение системы.
Отличие равномерно темперированного строя от чистого в том, что его ступени все одинакового размера, что нам и потребуется дальше.
Итак, вы можете видеть, что октава состоит из 12 ступеней, но лишь 7 из них поименованы как ноты. Что это значит? Вы можете подниматься по лестнице, не пропуская ни одной ступени, но вы получите монотонный подъём, который не имеет никаких характеристик, так как каждая следующая ступень отличается от предыдущей на один и тот же интервал:
Вам даже безразлично, с какой ступени вы начали идти, потому что все они одинаковые. Теперь попробуем подниматься только по ступеням, обозначенным как ноты:
Наше путешествие сразу приобрело характер приключения. Пока трудно сказать, какого именно, но вот мы сначала шагнули сразу через 2 ступеньки, потом опять через 2, а потом почему-то через 1, и снова через 2, и т.д.
Запишем эти шаги: 2-2-1-2-2-2-1
То, что получилось, называется ладом. В английской литературе это mode (вид, способ, собственно лад), или scale (шкала). Оба названия объясняют суть: на шкале находятся риски, которые отмечают какие-то положения – в данном случае это ноты. Лад тоже означает опредёленный способ исполнения ("на свой лад", "на разные лады"), ну вот в данном случае у нас вот такой лад.
Он диктует нам, как нужно двигаться по октаве из 12 ступенек: 2 ступеньки, 2 ступеньки, 1 ступенька и т.д.
Каждый лад имеет свою тональность, которую можно считать синонимом лада. Тональность описывает свойства лада. В данном случае мы имеем лад, он же тональность, до-мажор.
- до – означает, что корневая нота лада это "до"
- мажор – означает, что лад мажорный
Внимание! Не думайте, что мы сейчас занимаемся какой-то бессмысленной классификацией. Это очень важная информация, просто к ней нужен подход.
"До", думаю, объяснений не требует.
А что значит "мажор"?
Сейчас это прозвучит как некая магия, но это размер ступенек между первой нотой ("до") и третьей нотой ("ми"). Между ними – две "больших" ступеньки. "Большой" – значит "мажор".
Мажорный лад звучит весело, приподнято, оптимистично.
То есть, когда вы слышите позитивную, весёлую, оптимистичную музыку, вы можете быть процентов на 90 уверены, что слышите именно до-мажор. Потому что это самый популярный лад в нашей (европейской, западной) музыке.
Собственно, тот ряд нот, который дают везде в школах – "до ре ми фа соль ля си" – по умолчанию является до-мажорным ладом. Наш мозг настолько привык к нему, что легко отличает от других.
Какие же другие?
А вот давайте теперь будем считать, что октава начинается с ноты "ре". Мы получим следующий ряд: "ре ми фа соль ля си до ре".
Теперь базовая нота "ре", и значит все остальные ноты находятся в отношениях с ней. Мы видим, что нота "фа" по отношению к "ре" стоит так же, как нота "ми" стояла по отношению к "до" (то есть она третья по счёту), но интервал между "ре" и "фа" оказался укороченный. Там теперь не 2 больших ступени, а 1 большая и 1 маленькая.
Сигнатура этого лада: 2-1-2-2-2-1-2.
Мы получили лад "ре минор". Минор, как нетрудно догадаться, означает "маленький", из-за укороченного интервала.
Минорный лад звучит грустно, спокойно, задумчиво.
Теперь встанем на ноту "ми" и повторим. Потом на "соль" и так далее. Вот что мы получим:
2-2-1-2-2-2-1 – до мажор: до ре ми фа соль ля си до, CDEFGABC
2-1-2-2-2-1-2 – ре минор*: ре ми фа соль ля си до ре, DEFGABCD
1-2-2-2-1-2-2 – ми минор*: ми фа соль ля си до ре ми, EFGABCDE
2-2-2-1-2-2-1 – фа мажор*: фа соль ля си до ре ми фа, FGABCDEF
2-2-1-2-2-1-2 – соль мажор*: соль ля си до ре ми фа соль, GABCDEFG
2-1-2-2-1-2-2 – ля минор: ля си до ре ми фа соль ля, ABCDEFGA
1-2-2-1-2-2-2 – си минор*: си до ре ми фа соль ля си, BCDEFGAB
*) Мажор и минор здесь записаны условно. Под мажором или минором имеется в виду звучание лада, а не его классификация. С классификацией совпадают только до-мажор и ля-минор. Остальные являются мажорами и минорами, но с некоторыми вариациями, у которых есть свои специальные названия. Их мы сейчас не будем трогать, про это будет дальше.
Посмотрите на сигнатуры ладов, и вы увидите нечто вроде матрицы. В каждой строке присутствуют две единицы – это две "коротких" ступени, которые есть в каждом ладу, и которые в каждом следующем ладу сдвигаются влево, зацикливаясь по кругу.
Именно эти две короткие ступени, а точнее, их конкретное расположение, являются характеристикой лада и делают его минорным или мажорным.
Все ноты остались те же самые, и идут в том же порядке. Просто мы делаем базовой другую ноту – и меняются размеры ступенек, ведущих ко второй, третьей, и т.д. ноте, и значит меняется звучание мелодии, которая идёт по этим ступенькам.
Всё это, как мне кажется, трудно понять сразу, но нужно повторять материалы до закрепления. В следующих частях мы разберем характеристики ладов более подробно, а также освоим аккорды.