Путешественники, которые часто летают, могли отметить интересную особенность: посадка в самолёт почти всегда производится с левого борта воздушного судна. Эта традиция стара как сама отрасль гражданской авиации. Откуда она появилась и какие факторы определили этот выбор? Попробуем разобраться.
Процесс посадки в современные авиалайнеры уходит корнями к путешествиям по воде. Морские суда имеют левый и правый борт. Посадка и высадка пассажиров осуществлялась с левой стороны.
Тем не менее, из этого правила есть исключения. Например, летчики садятся в некоторые небольшие самолёты, такие как Mooney M-20, справа. Это позволяет пилоту пройти к своему месту раньше пассажира, сидящего рядом. Кроме того, во время чрезвычайных ситуаций или других непредвиденных обстоятельств имеет смысл использовать правую дверь большего самолета.
В остальном, в большинстве авиалайнеров гражданской авиации предусмотрен вход и выход именно с левой стороны.
Удобство экипажа и конструкция аэропорта
Дизайнеры проектируют аэропорты так, чтобы самолёты могли подобраться непосредственно к терминалу и высадить пассажиров через телетрап. В этом случае капитану корабля полезно оценить расстояние между крылом и зданием аэровокзала, чтобы подогнать дверь самолёта прямо к гейту. Это весьма удобно, так как угол обзора идеально подходит для парковки.
Дэйв Киструк, операционный директор авиакомпании Virgin Atlantic, рассказал: «Капитан сидит слева, так как он (или она) отвечает за парковку самолёта и должен рулить возле ступенек или воздушных мостов».
Особенности конструкции самолётов
Эндрю Стэгг, Капитан Boeing 787, в своём интервью The Daily Mail сообщил, что служебные люки самолёта находятся с правой стороны и они меньше, чем с левой. Это обусловлено необходимостью сохранить жесткость конструкции воздушного судна. Чем больше дверь, тем больше усиления требуется дверной конструкции.
Традиция и стандарт
Первые две причины настолько облегчили жизнь пилотам и персоналу аэропортов, что превратились в некую традицию. Новые воздушные гавани и авиалайнеры стали проектировать с учётом этих особенностей. Со временем это переросло в общемировой стандарт.
Джим Гордон, бывший член Гражданского воздушного патруля в США добавил: «Схема со временем закрепилась, и по мере усложнения обслуживания аэропортов и самолетов она не изменилась».
Безопасность пассажиров
Традиция постепенно переросла в нечто большее, чем просто обычай. Правый борт воздушного судна стал «техническим». В этой части производится загрузка багажа, заправка. С правой стороны двигаются транспортные средства и т.д. Двигатель, расположенный справа, может работать как источник воздуха и энергии, не представляя опасности.
Управление гражданской авиации США объясняет эту практику, как необходимость, когда дело касается безопасности. «Четкое отделение пассажиров от наземного обслуживания снижает риск травмирования пассажиров движущимися транспортными средствами».
В целом, в ближайшее время эта практика не будет изменяться, так как замена борта посадки и высадки пассажиров не целесообразна. Если начнут появляться модели самолётов, предусматривающие вход с правой стороны, потребуется адаптация не только мирового авиационного парка, но и реконструкция аэропортов. А это требует огромных затрат.
Читайте также: