Разговор про Нидерландских художников рано или поздно приводит нас к Брейгелю, Босху, Рембрандту и Вермееру. Это классика. А вот про успешного, известного по всему миру абстракциониста Пита Мондриана, чьи выставки гремели на все Соединенные Штаты, а теперь устраиваются по всему миру, как правило, забывают. А если и вспоминают - то, чаще всего, только в контексте “чего-то красно-белого в полосочку”. А ведь Мондриан - это нечто большее, чем полотна, напоминающие чей-то флаг.
Родоначальник абстракционизма родился в 1872 году в семье школьного учителя рисования. Не то чтобы с детства, но достаточно рано,Мондриан осознал, что хотел бы профессионально заниматься живописью, но родители “хотели ему самого лучшего”, так что послали мальчика готовиться к почетному званию школьного учителя, чтобы пойти по стопам отца.
Пит Мондриан-младший действительно стал учителем и действительно какое-то время преподавал в нидерландских общеобразовательных учреждениях, но душа все же следовала за мечтой, и он начал брать уроки живописи.
Его первые самостоятельные живописные эксперименты едва отличимы от постимпрессионистов и экспрессионистов, которых он так боготворил за уникальную цветопередачу и такой живой, пронзительный, АНТИакадемический взгляд на окружающую действительность.
Тут что-то и от Мане, и от Ван Гога, и от Сера. Дерево, краснеющее в закате, желтые опадающие листья, голубизна раннего вечера. Казалось бы, Мондриан вполне комфортно чувствует себя в этом, некогда весьма революционном стиле. Однако следующим шагом стала тяга к кубизму.
Нидерландцу нравилось, как его предшественники-постимпрессионисты могли всего парой умелых штрихов и удачно подобранной палитрой передать экспрессию, саму суть эмоции, мимолетного ощущения. Но ему хотелось чего-то большего: передать всё, как оно есть на самом деле, и не в моменте, не в одном крошечном фрагменте Вселенной, а целиком. Он надеялся, что кубизм поможет ему достичь задуманного, но оказалось, что и эта ступень - не окончательная.
Художник начинает увлекаться неопластицизмом как утонченным, наиболее объективным пониманием пластической культуры и предельной сознательности ее выражения. Он создает движение “Стиль” и одноименный журнал. А вскоре и вовсе создает свой собственный стиль, который и становится определяющим для всего последующего творческого пути Мондриана. Абстракция становится наиболее точным, максимально подробным, объективным и правильным выражением существующей действительности. Отражением гармонии целой Вселенной. Чтобы выразить эту гармонию, Мондриан использовал прямые, строгие линии, причем исключительно горизонтальные и вертикальные, а также простые, строгие цвета: красный, белый, синий и черный. Иногда он использовал палитру, которую замешивал сам.
Мондриан считал, что с помощью простых линий и цветов можно выразить практически все, что угодно. Например, танец:
Или ощущение чистоты и свежести:
Спасибо за внимание! Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить что-нибудь интересное ;)