Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение или любое использование текста без предварительного согласия правообладателя.
Предлагаем вам перевод интервью 2020 года с Дэйвом Кларком, известным музыкантом, который много лет дружил с вокалистом Queen Фредди Меркьюри. Во время этой беседы Кларк рассказал, почему работа с Меркьюри над песней «Time Waits For No One» стала для него поистине уникальным сотрудничеством.
«Дэйв Кларк очень хорошо помнит, как впервые обсуждал возможное участие Фредди Меркьюри в записи альбома для своего мюзикла «Time» 1986 года. «Я поговорил с Фредди о его участии в мюзикле, на что он заметил: "У тебя есть Стиви Уандер, Дайон Уорвик, Лоуренс Оливье, Клифф Ричард… ты немного опоздал, дорогуша!"» К счастью, Меркьюри был в восторге от этого проекта, и совместная работа над песней «Time» стала триумфом для обоих музыкантов.
Кларк признается, что невероятное чувство юмора британского фронтмена значительно облегчало работу над музыкальной постановкой. Оригинальная запись песни «Time», которую Дэйв написал в соавторстве с Джоном Кристи, вошла в официальный саундтрек к мюзиклу.
Спустя три десятилетия после той знаменитой записи специальная версия сингла под названием «Time Waits For No One» снова стала бестселлером, после того как её благополучно обнаружили в архиве студии Abbey Road.
Кларк, считающийся основателем группы «The Dave Clark Five», чей сингл «Glad All Over» в 1964 году сместил с вершины чартов знаменитую песню The Beatles «I Want To Hold Your Hand», поделился воспоминаниями о той памятной сессии с Фредди Меркьюри, которая состоялась в январе 1986 года.
«Фредди любил новаторские идеи, поэтому мы всегда стремились к этому»
Считается, что первой песней, которую Меркьюри записал для мюзикла «Time», стала «In My Defence». «Когда Фредди вошел в студию, там был только Майк Моран, который затем аккомпанировал ему за роялем, - говорит Дэйв Кларк. – Это было действительно потрясающе. Мы постепенно начали погружаться в трек, записав 48 дорожек бэк-вокала – до этого никто так не делал на Abbey Road. В окончательный же вариант вошли 96 дорожек. Нам с Фредди очень нравился процесс записи. У нас было похожее представление о песне, которое воплотилось в известном варианте трека. Фредди любил новаторские идеи, поэтому мы всегда стремились к этому.
В начале Фредди думал привлечь к записи других музыкантов Queen, но тогда мне хотелось чего-то другого. Помню, я сказал ему: "Фредди, я бы с удовольствием привлек твоих парней, но давай попробуем что-то иное? Не волнуйся, если это не сработает, виноват буду я, и мы попробуем записать песни снова". До этого Майк никогда не встречался с Фредди, но у них получился прекрасный тандем, который через несколько лет уже работал над альбомом «Barcelona». Думаю, это можно считать лучшим комплиментом о работе Майка и других музыкантов».
«Его игра была действительно потрясающей»
У Майка Морана довольно интересная биография. Музыкант, родившийся в Лидсе (графство Западный Йоркшир, Англия), изучал искусство в Королевском музыкальном колледже. В течение нескольких лет он работал сессионным музыкантом. В 1974 году Моран вместе с великим саксофонистом Оливером Нельсоном записывал альбом «In London With Oily Rags», в работе над которым также приняли участие гитаристы Чес Ходжес и Дэйв Пикок, более известные как дуэт Chas & Dave. Кроме того, Моран записал песню «Snot Rap» с диджеем Кенни Эвереттом.
Кларк вспоминает, как познакомился с молодым музыкантом. «Мой приятель Майк Смит жил в районе Гайд-парка. Однажды я заехал к нему, а он говорит: "Тебе надо познакомиться с моим соседом. Он учится в Королевском музыкальном колледже, но дает уроки на фортепиано, чтобы заработать немного денег". Кажется, приятель сказал ему: "Очень хорошо играть классическую музыку, но я уверен, что ты не сыграешь рок-н-ролл". Тогда Майк Моран решил доказать нам обратное, к чему мы были совершенно не готовы. Его игра была действительно потрясающей, и с тех пор мы стали хорошими друзьями».
«Мне нравился "чистый" вокал Фредди»
Хотя окончательная версия «Time» с множество дорожек бэк-вокала стала хитом, достигнув в мае 1986 года 32-го места в чартах, Дэйв Кларк вспоминал о первоначальной версии, в которой был только рояль Морана и вокал Меркьюри. Впервые он задумался над этим в середине 90-х годов. «В глубине души я знал, что окончательный вариант работает, и вы не можете ничего изменить, так как он потрясающий, - рассказывает Кларк. - Но мне также очень нравился "чистый" вокал Фредди, без всех этих дополнительных дорожек и музыкальных наложений. Но только через десять лет после выхода трека, я подумал, что должен найти первую версию, хотя бы ради своего удовольствия. Я знал, что в архиве осталось 96 дорожек вокала. Смогу ли я её найти? Нет, конечно».
Но Кларк решил не сдаваться. «Раз в несколько лет я говорил своему инженеру: «Поезжай на Abbey Road, где снова нужно проверить хранилище». Но мы так и не смогли найти версию, где был только один вокал Фредди. В конце 2017 года мы все-таки нашли её в архиве кассет, и я подумал: «Вау, это здорово».
Так как Моран сыграл множество различных фрагментов для оригинальной версии, Кларк попросил его перезаписать фортепианный аккомпанемент к вокалу Меркьюри, который бы вошел в новую версию песни. Моран записал музыку в своей студии в Бакингемшире, а Кларк стал продюсером той версии, которую так хотел услышать снова.
«Ты можешь опередить свое время, но люди это не признают»
По словам Кларка, оригинальный текст песни они вместе с Кристи сочинили в его доме в Лондоне. «Я знаю Джона Кристи, очень талантливого австралийского композитора, уже 40 лет. Наша песня сразу начала «играть», и если не брать в расчет процесс её создания, то можно сказать, что она прекрасно передает основную тему и идею мюзикла. Время никого из нас не ждет. Это легче сказать, чем сделать, но лучше просто наслаждаться каждым моментом жизни».
Мюзикл «Time», который объединил научную фантастику с рок-музыкой и футуристическими спецэффектами (включая проекцию Лоуренса Оливье), шел в течение двух лет в лондонском Dominion Theatre на Tottenham Court Road. В тексте заглавной песни можно найти такие любопытные строки: «Мы должны построить этот мир вместе/или у нас вообще не будет будущего/потому что время/ никого не ждет».
Кларк гордится тем, что песня и мюзикл не теряют актуальности. «Если вы видели «Time», то знаете, что именно о времени там и шла речь. Мы получили несколько очень хороших отзывов, но мы получили и отрицательные от так называемой высокоинтеллектуальной прессы. Встречались такие комментарии: "Как вы можете использовать Лоуренса Оливье в мюзикле?" "Как вы можете упоминать альтернативные источники энергии, такие как море и солнце?" Мы погрузились во все это, а они просто сказали: "Это чушь собачья". Но это было не так, и люди сейчас знают об этом. Это немного похоже на принца Чарльза, когда все смеялись над его идеями о цветах, растениях и чистом воздухе, а теперь все воспринимают его всерьез».
В следующей статье мы опубликуем перевод второй части интервью с Дэйвом Кларком.