Несмотря на идеологическую близость генерала Франко к Муссолини и Гитлеру, каудильо так и не решился вступать во вторую мировую войну в составе стран «Оси». И на это у него были свои причины.
В начале XX века Испания значительно отставала в развитии от передовых держав. Во времена Первой Мировой войны, страна сохраняла нейтралитет. Страны-участницы размещали военные заказы, отчего Испания только выиграла – практически была побеждена безработица. К концу 1918 года Испания была уже более промышленно развитой страной.
Великая Депрессия пагубно отразилась на Испании. Экономика оказалась в упадке, многие крестьяне были разорены. Известны случаи многочисленных погромов и столкновений с полицией, а также отмечен всплеск организованной преступности. Итогом кризиса стала революция и приход к власти республиканцев, затем – мятежа генерала Франко.
Изначально каудильо рассчитывал на молниеносный успех. Заручившись поддержкой кадровых офицеров от всех родов войск, франкисты начали переброску войск с юга на Мадрид. Волнения вскоре затронули и саму столицу, однако республиканцы не растерялись и, раздав оружие рабочим, сумели арестовать офицеров-зачинщиков бунта, а солдат загнать обратно в казармы. К тому же, флот неожиданно отказался поддержать франкистов и подкрепления из Марокко не подоспели вовремя. Стало ясно, что расчёт на немедленную победу не оправдался, и война – всерьёз и надолго.
Война продолжалась три года и закончилась победой франкистов и установлением профашистской диктатуры.
Планы каудильо
По состоянию на начало апреля 1939 года, франкисткая армия включала в себя около 1 млн штыков и сабель. Но сам Франко не спешил демобилизовывать армию и сохранил численность в количестве 500 тыс на случай новой войны. К тому времени в Европе снова назревала большая война, и вопрос был лишь в дате её начала. В отличие от Муссолини, Франко не питал иллюзий относительно боеспособности своей армии. Испания не могла себе позволить содержать большую армию – не было ни развитой военной промышленности, ни инфраструктуры. Кроме того, требовалось время на восстановление железнодорожного сообщения. В техническом плане испанская армия также была одной из самых отсталых – авиация и бронетехника были представлены образцами прошлого поколения. Интересный факт: немецкие пушки, поставленные в 1940-х, простояли на вооружении испанской армии вплоть до 1990-х (!) годов.
Испанская армия также испытывала острый дефицит средств связи. Вплоть до 1943 года в Испании не было ни современных средств радиолокации, ни радаров. Война стоила 26-миллионной на тот момент Испании 500 тысяч жизней только на полях сражений. Ещё около 100 тыс. были убиты в ходе репрессий, а около 500 тыс. попали в концлагеря. Для Испании это были колоссальные потери: не хватало человеческого ресурса ни для обеспечения армии, ни для восстановления тыла. Нетрудно догадаться, что сулило Испании противостояние с современной европейской армией.
Нельзя сказать, что сам каудильо был против участия Испании в войне. Со странами «Оси» его связывали не только идеологическая близость, но и долговые обязательства: только перед Германией сумма долга в пересчёте на американские доллары равнялась 212 млн. Франко рассчитывал взвалить расходы на союзников, и почти сразу выдвинул неприемлемые условия для Муссолини и Гитлера. Министерство обороны Испании докладывало, что военная промышленность Испании ещё способна материально обеспечить армию численностью в полмиллиона человек, но поставить под ружьё 1 или 2 млн солдат и офицеров станет для испанской экономики самоубийством.
В декабре 1940 года Франко встретился с Гитлером. До сих пор неясны требования каудильо, всплывавшие в ходе семичасовых переговоров. Но известно, что закончились они полным провалом. Гитлер назвал Франко «чёртовым иезуитом», а Франко сказал министру иностранных дел Суньере: «Эти парни хотят слишком многого, но не собираются за это платить».
Говорил ли это каудильо в реальности, неясно. Однако известно, что Франко требовал поистине «королевского подарка». По его подсчётам, Испании требовалось около миллиона тонн муки, сотни тысяч тонн бензина, нефти, стали и десятки тысяч станков для обеспечения нужд армии. Так для стран «Оси» Испания могла бы стать прожорливым союзником, который принесёт больше вреда, чем пользы.
Не скромничал Франко и с территориальными требованиями: каудильо считал, что Испания заслуживает собственной колониальной империи, в частности – Камерун, принадлежавший до Первой Мировой Войны Германии.
Неудивительно, что Италия и Германия наотрез отказались принимать такие условия. Испания осталась за бортом, и так и не смогла ни выторговать выгодные условия, ни стать ресурсной базой для Третьего Рейха, что не мешало недавним союзникам проводить встречи и вести переговоры о более тесном военном сотрудничестве. Испания поставляла Германии вольфрам и цинк в счёт долга. А когда началось наступление на Восточном Фронте – отправила «Голубую дивизию» общей численностью до 19 тыс. человек.
На фронте испанцы отличались небрежным отношением к дисциплине. Известны случаи, когда во время затишья солдаты самовольно оставляли посты, либо начинали пьянствовать.
Генерал Франц Гальдер отмечал, что испанцы сочетают удивительное разгильдяйство со стойкостью на полях сражений:
«Если вы увидите немецкого солдата небритого, с расстёгнутой гимнастёркой и выпившего, не торопитесь его арестовывать — скорее всего, это испанский герой.»[1]
[1] Мигель Фернандэс Бас — шеф бюро испанского агентства новостей «EFE» в Москве о «Голубой дивизии»
Испанцы приняли участие в боях под Ленинградом и замкнули своё кольцо блокады. Испанцы базировались в Новгородской и Ленинградской областях. После успеха по прорыву блокады Ленинграда, командующий Ленинградским фронтом Говоров решил провести Красноборскую операцию для вытеснения испанцев с позиций и обеспечения непрерывного железнодорожного сообщения со страной. Однако испанцы проявили завидное упорство и смогли в течение долгого времени удержать позиции, но всё же были разбиты и отброшены на 6км южнее. Но этого хватило, чтобы немцы успели перебросить резервы. Советские войска не смогли достичь цели – результаты продвижения были минимальны.
Но в этом году отношения Испании с недавними союзниками постепенно начинают портиться и, фактически, сходить на «нет».
Смена вектора
Франко откровенно опасался войны с Великобританией, и по этой причине не решился на оккупацию Гибралтара. Неоднократно со стороны правительства Испании поступали заверения о «строгом нейтралитете». По неподтверждённым данным, британское правительство потратило на подкуп испанских генералов около 200 млн долларов, чтобы те удержали Франко от вступления в войну.
Постепенно в правительстве начинает доминировать пробританский блок. Под колоссальным дипломатическим давлением, Франко отозвал «Голубую дивизию» с фронта в октябре 1943 года, но далеко не все солдаты вернулись домой. Известно, что около 7 тыс. испанцев участвовали в обороне Берлина.
СССР намеревался провести военную операцию против Испании, но этот план не нашёл поддержки Великобритании и США. Вместо этого Испания была обложена экономическими санкциями – полным торговым эмбарго. Лишь в 1955 году Испания была принята в ООН.
Это спасло Франко от повторения судьбы Муссолини и Гитлера. Франкистский режим просуществовал вплоть до 1975 года, до самой смерти каудильо.
(с) Андрей Долохов
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Спасибо за ознакомление!