Принято считать, что способность к красивому и профессиональному пению - это часть некой музыкальной одаренности, дающейся человеку от природы. Но что такое одаренность, и как определить что заложено от рождения?
Как преподаватель со стажем могу утверждать, что любая способность может быть развита у любого человека вне зависимости от пола, возраста и других исходных данных. Исключение могут составить люди с особыми медицинскими показаниями, затрудняющими ту или иную музыкальную деятельность (например, нарушение функции слуха и др.).
Здесь каждый может начать говорить, что как же так, ведь только учеников "с данными" ждут музыкальные школы, музыкальные преподаватели и вообще отрасль музыкального исполнительства.
Но тут я с уверенностью могу сказать, что музыкальный слух , как и чувство ритма можно развить, так же как научить плавать или кататься на велосипеде. Просто каждому потребуется разное количество времени и усилий, в зависимости от индивидуальных особенностей. Поэтому справедливо сказать, что к музыке способны все люди без особых медицинских показаний. И слух, и голос, и чувство ритма просто слабо развиты, если вам кажется, что их совсем нет.
Что касается специальных музыкальных заведений, то конечно здесь имеет место ограниченное число вакантных мест, потому имеет место конкурс. Любому педагогу легче и проще работать уже с частично подготовленным учеником, если не сказать, что с полностью готовым. Поэтому если вы видите действительно хорошего вокалиста, пианиста, скрипача и др., это лишь значит, что человек занимается, и за его плечами стоит хороший педагог, который смог развить данные ученика, или целый ряд педагогов.
В этой теме мне нравится сравнивать постановку голоса со шпагатом. Часто я говорю ученикам, что вокал как и шпагат: занимаешься - есть, не занимаешься - нет. Ведь даже солисты именитых оперных театров всю профессиональную жизнь занимаются вокалом для поддержания и развития своих профессиональных навыков.