Найти тему

Как НЕ развивается математическое мышление?

Оглавление

За прошедшую сотню лет с начала реформы образования, включая и реформу преподавания математики, множество раз была озвучена фундаментальная причина ускоряющейся деградации школы...

Не все улучшения ведут в рай

Я поискал антоним к слову "реформа" и нашел: регресс.

Не все изменения ведут к улучшениям.

Или проще: не лезь без нужды в машину, которая нормально работает, А школьная машина работала более, чем нормально. И в Космос полетели первыми, и даже американского президента заставили во всеуслышание признать факт превосходства нашей школы.

Но педагогика параноидально стремится к изменениям.

Но разве возможно было бы массово "дурить людям мозги" (как выражается мой знакомый из Смоленской глубинки), если бы бОльшая часть населения сама на это не соглашалась?..

Едва ли.

Путешествие Гулливера в страну лилипутов

Книга Дж.Свифта - сатира, насмешка над главным изъяном человеческой природы: раздутым эго.

Чем более мелок человек, тем более склонен он стремиться строить "хрустальный мост до С.Петербурга". На меньшее он не согласен, потому, что сам мал. Это у него компенсаторное.

У педагогических"экспертов" (не путать с учителями) присутствует параноидальное стремление обучать возвышенно:

  • Учить счету не на палочках, а "запоминая счет через десяток";
  • развивать математическое мышление не через решение арифметических задач, т.е. прямым рассуждением и моделированием условий, а "теоретико-множественным методом".

Чтобы, минуя лилипутскую рутину, "бац, бац - и в дамки". Ну что это такое, право дело, когда "обучение тащится за развитием?!" (цит. по памяти из Л.Выготского).

Лилипуты ... (с сайта pixabay.com)
Лилипуты ... (с сайта pixabay.com)

"Назови хоть горшком..." Комментарий на комментарий

Известно любому крестьянину, что от смены этикетки вещь не меняется.

Но известно ли это педагогическим экспертам и их "электоральной базе" из среды родителей?

В одной из предыдущих статей комментатор в категоричной форме не согласился, что усложнение формулировок затрудняет понимание, "выбивает из седла", то есть из обучающего процесса большинство детей.

Он утверждает, что если тупые учителя учат "выносить общий множитель за скобки", то математическое мышление не развивается. Но если их научить "дистрибуции", то они "уходят с урока с знанием". То бишь - с развитым математическим мышлением.

Как-то так, только в более грубой форме ))

Трудно поверить, но ...

Сказать вам честно - мне до сих пор трудно поверить, что такие люди есть на самом деле. )) Но я периодически встречаю их и за пределами Дзена ...

Мне трудно поверить, что человек верит, что "от слова "халва" у человека становится сладко во рту".

Конечно, так бывает (я слышал про учение И.Павлова и про идеомоторную тренировку). Но в единственном случае: если в начале было не слово, а опыт. Если человек много раз попробовал настоящую халву. То есть продукт из семечек, а не из слов и "строгих определений" слова "халва".

Математика - абстрактная наука

"Математика - абстрактная наука, поэтому изучать ее нужно от конкретного".

Так однажды я сформулировал основной тезис успешного развития математического мышления.

Подумайте сами: "абстрактное" - значит "отвлеченное". Абстракция - это выжимка. Выжимка из чего-то, что по отношению к абстрактному - более конкретно.

  • Счет - это выжимка из палочек.
  • Способность рассуждать, основы логики - выжимка из процессов решений арифметических задач.
  • Которые, в свою очередь, выжимка из реальных жизненных ситуаций.

Мне сложно поверить в то, что человек научится делать сальто, если ему дать строгое ,"теоретико-множественное" определение этого кувырка в воздухе. И также мне трудно поверить, что человек разовьет математическое (отвлеченное, абстрактное) мышление в отрыве математики от того, с чем он уже имел дело.

Так математическое мышление НЕ развивается.

И, вообще, идея Л.Выготского, подхваченная некоторыми педагогами в постреволюционном угаре об опережающей роли обучения в развитии кажется мне настолько странной и неестественной (то есть не имеющей ни единого примера в Природе), что говорить об этом коротко считаю возможным только, обратившись к куда более высоки авторитетам.

Вот мысль, высказанная почти 100 лет назад ученым уровня А.Эйнштейна:

"Это большая ошибка — думать, что ребенок приобретает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно, независимо и спонтанно. Когда взрослые пытаются навязать ребенку математические понятия преждевременно, он выучивает их только словесно; настоящее понимание приходит только с его умственным ростом."

Мой совет (если он вам нужен): не попадайтесь на рекламу "развивающих" теорий обучения. Абсолютное большинство современных теорий педагогики - ложные. Доказательство - их результат.

И не бойтесь подключаться к обучению своих детей. Чего такого вы не знаете что знает средний школьный педагог?..