Найти в Дзене
ТурИнфоЦентр

Архитектурные прогулки по Ростову-на-Дону: улица Пушкинская

Продолжаем наши «Архитектурные прогулки», и сегодня пройдемся по одной из самых живописных и красивых (да что там — самой красивой!) улиц Ростова — Пушкинской.

Улица Пушкинская — любимое место прогулок ростовчан — уже сама по себе достопримечательность. Сложно поверить, что еще 150 лет назад она была темной и совершенно неблагоустроенной. Ситуация изменилась в 1881 году, когда крупный фабрикант Я. С. Кушнарев построил здесь табачную фабрику и добился закладки зеленого бульвара. С тех пор строиться и жить здесь стало престижно, и на улице появились купеческие особняки и доходные дома: А.А. Ткаченко (Пушкинская, 34А), В.Я. Кундури (Пушкинская, 53), В.К. и С.К. Чириковых (Пушкинская, 57А и Б), Е. и А. Воротниковых (Пушкинская, 59А), Е.М. Шпильрейн (Пушкинская,83А), А.И. и А.Н. Бострикиных (Пушкинская, 106 и 108), П.И. Крамер (Пушкинская, 116А) и многие другие.

На Пушкинской 83 расположился жилой дом носящий название «Особняк Евы Шпильрейн» и региональный статус объекта культурного наследия. Здание доходного дома было построено в 1897 году, принадлежало оно зубному врачу Еве Шпильрейн. Одна из дочерей ‒ Сабина ‒ стала известным психоаналитиком, ее наставниками были знаменитые психологи К. Юнг и З. Фрейд (на мемориальной доске дома значится как З. Фройд).

-2

Девушка прекрасно училась и в 1904 году окончила с золотой медалью Екатерининскую женскую гимназию в Ростове. Но из-за психического расстройства ее поместили в швейцарский санаторий. Лечащим врачом стал Карл Юнг – будущий создатель аналитической психологии. После курса интенсивной терапии в 1905 году Сабина поступила на медфакультет Цюрихского университета, специализировалась на психотерапии. В 1909 г. вступила в переписку с Фрейдом, а потом познакомилась с ним лично. Работала в различных европейских центрах, писала статьи, участвовала в конференциях.

В истории психоанализа Сабина Шпильрейн осталась, как автор всемирно известной работы «Деструкция, как причина становления» (её докторская диссертация 1912, защищённая в Венском университете), ставшей фундаментом для всех дальнейших исследований влечения к смерти.

-3

Кстати, три года назад, в апреле, туристско-информационный центр Ростова-на-Дону посетили гости из Франции - авторы книги о Сабине Шпильрейн. Которые приехали посмотреть наш город - место, где она родилась и жила.

На Пушкинской, под номером 148, находится и еще одно примечательное здание — особняк купца Николая Парамонова, отданный сейчас в распоряжение зональной научной библиотеки ЮФУ. Особняк с небольшим лифтом внутри и роскошным парадным входом с высокой колоннадой и невиданной четырехметровой лестницей купец подарил своей жене на зависть всем первым дамам города. Что ж, человек богатый, мог себе это позволить. Кстати, любопытна и история его богатства. По одной из версий, отец Николая, Елпидифор Парамонов нашел клад в лесу, по другой — бочонок с золотом и драгоценностями он выловил в Дону. Так или иначе, а деньги Парамоновы сумели направить не только во благо себе, но и городу — строили склады и мельницы, вкладывали в пароходство, развивали угольную промышленность, занимались благотворительностью.

-4

Здесь же, по адресу Пушкинская, 115 находится особняк С.В. Петровой, который, по легенде, получил в качестве подарка от Владикавказской железной дороги никому до этого не известный адвокат Аполлон Петров за то, что смог выиграть судебный процесс с владельцами участков и домов, через которые должна была пройти дорога. Сейчас здесь находится Ростовский музей изобразительных искусств.

-5

И, конечно, нельзя не упомянуть еще одно здание, с которым связана, пожалуй, самая фантастическая история Ростова, — особняк И.А. Супрунова на Пушкинской, 79. Согласно легенде, дом этот Иван Александрович присмотрел во время одной из прогулок по Неаполю. Купец-де был настолько поражен его изяществом, что тут же, не раздумывая, предложил хозяину за него кругленькую сумму. И здание — от фундамента до последнего кирпичика — якобы было разобрано, перевезено в Ростов, а затем, на месте, собрано снова. Иные припоминают даже, что проект особняка видели на Всемирной выставке 1910 года в Брюсселе.

-6

Однако исторические факты говорят о другом. В конце XIX века Супруновы затеялись заниматься коневодством, но дела фирмы шли неважно — лошадей в те годы держали многие. Тогда, чтобы привлечь внимание именно к своей компании, Супрунов-младший решился на своеобразный «пиар-ход» с «итальянским» домом — и не прогадал. Весть о сказочном особняке и его владельце-миллионере мгновенно облетела Ростов, клиентов у лошадников прибавилось в разы, и, в конце концов, Супрунов действительно разбогател.