Найти тему
Тонкая штучка

Любовь. А существует ли она сейчас?

"Молодая жена" - фильм 1978 года, реж. Л. Менакер - один из моих любимых фильмов. Есть мнение, что Маня просто привыкла к Алексею. Притерпелась. Но у меня иное мнение. Я думаю, что фильм этот о самой настоящей любви, которая рождается не от страсти, а от того самого классического "стерпится-слюбится". То есть в процессе совместной жизни и притирки друг к другу. Не самый плохой вариант, скажу я вам!

Первоисточником для сценария послужил рассказ Ирины Велембовской "За каменной стеной" 1962 года. Разница между рассказом и фильмом колоссальна. И тут сказалась временная разница между произведениями. От прозы Велембовской веет какой-то безысходностью. Точнее сказать, правдой, реальностью деревенской жизни той поры. И люди предстают - страшные в своем реальном безразличии и отуплении тяжким трудом и безысходностью жизни.

Ирина Велембовская
Ирина Велембовская

Но есть и герои новые, советские, так сказать. И, конечно, удивительно точно и ясно поднимает Велембовская вопросы женской состоятельности и самостоятельности. Мужчина - не центр женского мира. Теперь не те времена, советская власть порушила женское бесправие. Вот каков основной мотив рассказа. Маня - молодая девушка - странным образом зацепилась за осколок патриархального общественного сознания и вышла замуж, надеясь так устроить свою жизнь и залечить сердечную рану. Но ошиблась.

В рассказе все заканчивается не очень хорошо. Люську забирает тётка, Маня и Алексей расходятся, потому что "каменная стена" уж слишком оказалась непрошибаемой.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В фильме авторы переставляют акценты. И времена уже другие - более тучные, в отличии от деревни 1962 года. Колхозники зажиточные, машины у них, деньги, одежда, сервизы и "портвейн португальский". А проблемы всё те же. Но решают их авторы фильма (а сценарист тут та же Велембовская) иначе.

Сквозь толщу житейского хлама пробивается тонкий лучик понимания, желания любить, необходимости проникнуть в чужую душу и открыть свою. И работа идет с обеих сторон: и Маня, и Алексей стараются каждый по-своему. А цементируют союз маленькая беззащитная Люська и старая тётка Анна. Прошлое и будущее этой жизни.

Мне очень нравится этот кадр. Навевает на мысли о полотнах Венецианова или Васнецова.
Мне очень нравится этот кадр. Навевает на мысли о полотнах Венецианова или Васнецова.

Уверена, что Маня осталась с Алексеем потому, что полюбила его. Полюбила, через понимание. Полюбила через его любовь к ней. Помните момент, когда Алексей в сердцах восклицает: да люблю я ее!

Вот он - ключ к пониманию этого фильма, да и многих фильмов той поры. Любовь - как центр мироздания, центр счастья, центр человеческой жизни. Любовь это прощение, милосердие, это почти христианская категория в советском кинематографе. И очень жаль, что теперь, в современном нашем кино, это категория из любви-жертвы, любви-милосердия перешла в категорию любви-материального благополучия.

Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!