Найти тему

Все, что нужно знать родителям о мозге ребенка.

Для того, чтобы родителям и педагогам легче было понять причины тех или иных сложностей, с которыми сталкивается ребенок, я постараюсь кратко в доступной форме рассказать, как устроен и развивается головной мозг.⠀⠀

Наш мозг условно можно разделить на три функциональных блока.⠀

Не будем здесь подробно останавливаться на анатомии, а дадим общие характеристики каждого блока для лучшего понимания тех или иных трудностей, с которыми сталкивается ребенок.⠀⠀

𝗜 блок мозга-энергетический, отвечает за регуляцию:⠀⠀

➊ общих изменений активности мозга: тонус мозга, уровень бодрствования - локальных активационных изменений для осуществления высших психических функций (память, мышление, речь и др).⠀⠀

Энергетический блок начинает формироваться внутриутробно и продолжает до 2-3 лет.⠀⠀

Проблемы в работе энергетического блока проявляются в виде:⠀⠀

◉ неустойчивого внимания;⠀⠀

◉ снижение памяти, особенно слухоречевой);⠀⠀

◉ повышенной патологической истощаемости;⠀⠀

◉ сонливости;⠀⠀

◉ расторможенности, ⠀⠀

◉ импульсивности, медлительности;⠀⠀

◉ гипо и гипертонуса;⠀⠀

◉ изменения эмоционального фона (безразличность или наоборот повышенная тревожность);⠀⠀

◉ ригидности мышления (мышление теряет избирательный, произвольный характер);⠀⠀

◉ трудности вхождения в задание;⠀⠀

◉ синкинезий (например, движение языком при письме);⠀⠀

◉ дисграфии, дизартрии;⠀⠀

◉ вычурные позы, кривляние.⠀⠀

Как улучшить работу I блока мозга:⠀⠀

✓ важно обеспечить хорошее кровоснабжение и мышечный тонус: массаж, контрастный душ, плавание, свежий воздух;⠀⠀

✓ нейрокоррекционный комплекс упражнений: дыхательные упражнения, глазодвигательные, растяжки, упражнения для мышц речевого аппарата, шеи, рук, ног, пресса.⠀⠀

II блок мозга - блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (внешней) информации- зрительной, слуховой, кожно-кинестетической. Сюда же относятся центральные аппараты вкуса и обоняния.⠀⠀

⠀⠀

Формируется II блок от рождения до 20 лет. Особенно интенсивное развитие происходит до 7 лет.⠀⠀

⠀⠀

Функции II блока мозга:⠀⠀

➊ Работа кожно-кинестетического анализатора: различные виды кожной чувствительности, осязание, мышечно-суставное чувство, формирование схемы своего тела, артикуляции, тонких предметных движений;⠀⠀

➋ Обеспечение глубинной чувствительности: мышечно-суставной, чувство веса, объема, двухмерного пространства, способность распознавать предметы наощупь⠀⠀

➌ Работа зрительного восприятия;⠀⠀

➍ Восприятие слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений, анализ и синтез речевых звуков;⠀⠀

⠀⠀

Признаки несформированности функций II блока:⠀⠀

⠀⠀

◉ Трудности зрительного, зрительно-пространственного, слухового, тактильного восприятия;⠀⠀

◉ Нарушения ориентирования в схеме собственного тела;⠀⠀

◉ Речевые трудности, обусловленные проблемами с фонематическим слухом, слабостью слухоречевой памяти, недостаточным развитием образного представления;⠀⠀

◉ Пространственные трудности: ⠀⠀

◎ нет представлений «вверх-вниз», «над-под» и т п;⠀⠀

◎ трудности в счетных операциях сложение-вычитание за пределами десятка, умножение, деление;⠀⠀

◎ трудности при письме: дети путают буквы, пишут зеркально;⠀⠀

◎ конструктивные трудности: сложно собрать пазл, конструктор и т п;⠀⠀

◎ в речи: трудности восприятия логико-грамматических конструкций, конструкций с предлогами, падежи, сравнения и т п.⠀⠀

Если Вы подозреваете у своего ребенка наличие вышеуказанных признаков-это повод обратиться к нейропсихологу. Детский мозг обладает большой пластичностью и чем раньше начинается коррекция, тем быстрее и легче достигается результат. Оптимальный возраст для нейрокоррекции-до 12 лет.⠀⠀

III блок мозга-блок программирования, регуляции и контроля. ⠀⠀

Значимые этапы формирования III Блока головного мозга приходятся на 1 год, 3 года, 5-6 лет, 9-10 лет, 12-14 лет, 18-20. Окончательное созревание происходит примерно к 20 годам. ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀⠀⠀

⠀⠀

Функция III блока - организация целенаправленной, сознательной психической активности:⠀⠀

➊ формирование цели, мотива; ➋ составление программы действий по достижению цели;⠀⠀

➌ выбор средств;⠀⠀

➍ контроль за выполнением действий;⠀⠀

➎ коррекция полученного результата.⠀⠀

⠀⠀

Признаки недостаточной сформированности III блока:⠀⠀

◉ отвлекаемость на любой стимул (полевое повеление);⠀⠀

◉ недостаточность волевого поведения - ребенок не хочет делать то, что не очень интересно;⠀⠀

◉ трудности самоконтроля и импульсивность- ребенок не дослушал инструкцию, начал делать первое, что пришло на ум, допускает «глупые» ошибки;⠀⠀

◉ недостаточная критичность и адекватность в оценке собственной деятельности;⠀⠀

◉ затруднение процессов целеполагания, планирования своей деятельности;⠀⠀

◉ трудности переключения, склонность к упрощению любой программы;⠀⠀

◉ пропуски букв при письме, недописывание слов, недоделывание упражнений;⠀⠀

◉ бедная речь;⠀⠀

◉ сложности с решением смысловых задач.⠀⠀

⠀⠀

Справиться с этими сложностями поможет своевременно начатая нейрокоррекционная работа. Очень важно не откладывать на потом («само пройдет»), чем раньше начать коррекцию, тем быстрее можно достигнуть результата.⠀

Растите здоровенькими!⠀