Для того, чтобы родителям и педагогам легче было понять причины тех или иных сложностей, с которыми сталкивается ребенок, я постараюсь кратко в доступной форме рассказать, как устроен и развивается головной мозг.⠀⠀
Наш мозг условно можно разделить на три функциональных блока.⠀
⠀
Не будем здесь подробно останавливаться на анатомии, а дадим общие характеристики каждого блока для лучшего понимания тех или иных трудностей, с которыми сталкивается ребенок.⠀⠀
𝗜 блок мозга-энергетический, отвечает за регуляцию:⠀⠀
➊ общих изменений активности мозга: тонус мозга, уровень бодрствования - локальных активационных изменений для осуществления высших психических функций (память, мышление, речь и др).⠀⠀
Энергетический блок начинает формироваться внутриутробно и продолжает до 2-3 лет.⠀⠀
Проблемы в работе энергетического блока проявляются в виде:⠀⠀
◉ неустойчивого внимания;⠀⠀
◉ снижение памяти, особенно слухоречевой);⠀⠀
◉ повышенной патологической истощаемости;⠀⠀
◉ сонливости;⠀⠀
◉ расторможенности, ⠀⠀
◉ импульсивности, медлительности;⠀⠀
◉ гипо и гипертонуса;⠀⠀
◉ изменения эмоционального фона (безразличность или наоборот повышенная тревожность);⠀⠀
◉ ригидности мышления (мышление теряет избирательный, произвольный характер);⠀⠀
◉ трудности вхождения в задание;⠀⠀
◉ синкинезий (например, движение языком при письме);⠀⠀
◉ дисграфии, дизартрии;⠀⠀
◉ вычурные позы, кривляние.⠀⠀
Как улучшить работу I блока мозга:⠀⠀
✓ важно обеспечить хорошее кровоснабжение и мышечный тонус: массаж, контрастный душ, плавание, свежий воздух;⠀⠀
✓ нейрокоррекционный комплекс упражнений: дыхательные упражнения, глазодвигательные, растяжки, упражнения для мышц речевого аппарата, шеи, рук, ног, пресса.⠀⠀
⠀
II блок мозга - блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (внешней) информации- зрительной, слуховой, кожно-кинестетической. Сюда же относятся центральные аппараты вкуса и обоняния.⠀⠀
⠀⠀
Формируется II блок от рождения до 20 лет. Особенно интенсивное развитие происходит до 7 лет.⠀⠀
⠀⠀
Функции II блока мозга:⠀⠀
➊ Работа кожно-кинестетического анализатора: различные виды кожной чувствительности, осязание, мышечно-суставное чувство, формирование схемы своего тела, артикуляции, тонких предметных движений;⠀⠀
➋ Обеспечение глубинной чувствительности: мышечно-суставной, чувство веса, объема, двухмерного пространства, способность распознавать предметы наощупь⠀⠀
➌ Работа зрительного восприятия;⠀⠀
➍ Восприятие слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений, анализ и синтез речевых звуков;⠀⠀
⠀⠀
Признаки несформированности функций II блока:⠀⠀
⠀⠀
◉ Трудности зрительного, зрительно-пространственного, слухового, тактильного восприятия;⠀⠀
◉ Нарушения ориентирования в схеме собственного тела;⠀⠀
◉ Речевые трудности, обусловленные проблемами с фонематическим слухом, слабостью слухоречевой памяти, недостаточным развитием образного представления;⠀⠀
◉ Пространственные трудности: ⠀⠀
◎ нет представлений «вверх-вниз», «над-под» и т п;⠀⠀
◎ трудности в счетных операциях сложение-вычитание за пределами десятка, умножение, деление;⠀⠀
◎ трудности при письме: дети путают буквы, пишут зеркально;⠀⠀
◎ конструктивные трудности: сложно собрать пазл, конструктор и т п;⠀⠀
◎ в речи: трудности восприятия логико-грамматических конструкций, конструкций с предлогами, падежи, сравнения и т п.⠀⠀
⠀
Если Вы подозреваете у своего ребенка наличие вышеуказанных признаков-это повод обратиться к нейропсихологу. Детский мозг обладает большой пластичностью и чем раньше начинается коррекция, тем быстрее и легче достигается результат. Оптимальный возраст для нейрокоррекции-до 12 лет.⠀⠀
⠀
III блок мозга⠀-блок программирования, регуляции и контроля. ⠀⠀
Значимые этапы формирования III Блока головного мозга приходятся на 1 год, 3 года, 5-6 лет, 9-10 лет, 12-14 лет, 18-20. Окончательное созревание происходит примерно к 20 годам. ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀⠀⠀
⠀⠀
Функция III блока - организация целенаправленной, сознательной психической активности:⠀⠀
➊ формирование цели, мотива; ➋ составление программы действий по достижению цели;⠀⠀
➌ выбор средств;⠀⠀
➍ контроль за выполнением действий;⠀⠀
➎ коррекция полученного результата.⠀⠀
⠀⠀
Признаки недостаточной сформированности III блока:⠀⠀
◉ отвлекаемость на любой стимул (полевое повеление);⠀⠀
◉ недостаточность волевого поведения - ребенок не хочет делать то, что не очень интересно;⠀⠀
◉ трудности самоконтроля и импульсивность- ребенок не дослушал инструкцию, начал делать первое, что пришло на ум, допускает «глупые» ошибки;⠀⠀
◉ недостаточная критичность и адекватность в оценке собственной деятельности;⠀⠀
◉ затруднение процессов целеполагания, планирования своей деятельности;⠀⠀
◉ трудности переключения, склонность к упрощению любой программы;⠀⠀
◉ пропуски букв при письме, недописывание слов, недоделывание упражнений;⠀⠀
◉ бедная речь;⠀⠀
◉ сложности с решением смысловых задач.⠀⠀
⠀⠀
Справиться с этими сложностями поможет своевременно начатая нейрокоррекционная работа. Очень важно не откладывать на потом («само пройдет»), чем раньше начать коррекцию, тем быстрее можно достигнуть результата.⠀
Растите здоровенькими!⠀
⠀
⠀
⠀