Ну вот, весь день вчера прошел под знаком Виктора Цоя: сюжеты, передачи, кино, даже Маргарита Симоньян выступила. Потом включили последний концерт "Кино" в Лужниках. Я слушала и вновь поняла, почему за границей он был никому не интересен. Наш Пушкин, дитя изоляции от мировой культуры: талант, но глубоко вторичен. Если бы он дожил хотя бы до 1995 года, все бы узнали, что едва ли не большинство своих хитов он "подслушал" у британских рокеров. И получил славу лишь потому, что советские люди доступа к этой музыке не имели.
Поверьте, и японцы, и американцы, и французы слышали британский рок, поэтому Цоя в развитом мире не слушают. Его даже поляки не могут слушать, потому что поляки раньше нас прикоснулись к западной музыке и ухом слышат, что Цой вторичен и многие свои песни целыми проигрышами списал с британских групп. Мой первый муж, поляк, старше меня на 8 лет, лишь высокомерно посмеивался и над "Кино", и над нашим роком. А наши поколения 35+ сначала услышало Цоя.
Сегодняшняя молодежь его тоже в России не слушает. Именно они, это старшеклассники-младшекурсники, и выкладывают в сети разоблачительные ролики. Наберите в Ютьюбе "Цой плагиат" - получите ворох видео от 20-летних.
Вот, включайте и сразу наслаждайтесь. Лучше после этого ролика The Smiths послушайте. Какая ирония - символ борьбы россиян с белорусами - украденная у англичан мелодия. Стыдно, господа.
Когда говорят, что Цой вторичен, имеется в виду именно это. И я это имею в виду. Такая вот Миронова, нахваталась в своих англиях... Ах, да, кстати, всю эту музыку я услышала еще в России, до отъезда в Англию. А в Англии знаете, кого хоть сколько-нибудь слушали? Я уже говорила, кого - Леонида Федорова с "АукцЫоном" и "Ленинград". На Шнурова делали даже пару каверов. Заимствования из Шнурова я встречала у британской группы The Tiger Lillies. Впрочем, там, кажется, личное знакомство и заимствование с обоюдного согласия. Никому в Европе, Штатах и пр. не нужен русский рок. Что какая-то корейская группа, узнав, что в СССР был рок-звезда кореец, спела его песню, ни о чем не говорит...
Но дело не только в заимствованиях "Кино". Цоя слушаешь, смотришь - медленно как-то, сцену один не тянет, а индустрия музыкальная еще не умела вытягивать такие фигуры. Не было индустрии - все стояло на одном человеке.
Этот концерт показывали вчера по Первому. Впечатления так себе...
Цой написал несколько прекрасных собственных песен. Написал чуть больше очень хороших текстов. Не смог это нормально исполнять по причине неразвитости индустрии. И все! Если бы он не разбился в 28 лет, его бы вскоре развенчали... Когда The Cure, The Smiths, The Clash (чудное совпадение названий источников вдохновения) стали доступны всем.
Знаете, мне всегда была интересна психология советских музыкантов, режиссеров, которые делали заимствования из западной музыки и даже лепили откровенный плагиат, при этом искренне веря в свое ведущее место в искусстве только потому, что народ не слышал тех, у кого они подсмотрели музыку или кино.
Бортко, например, один в один переснял итальянскую экранизацию "Собачьего сердца". И ничего, до сих пор не признается
Феномен популярности Цоя в том же, что и у многих других из восьмидесятых - был первым и блистал на фоне убогого ландшафта, а, главное, в условиях изоляции населения от западной музыки. Кто сейчас слушает Цоя? Пузатые дядьки 50+ с сальными волосами и любознательные старшеклассники, те же, что смотрят Фассбиндера и читают Натали Саррот. Еще, пожалуй, старшеклассники. Примечательно, что вся тогдашняя тусовка, все, кто выжил, стали очень старомодными. Многие развиваются, а ленинградские рокеры с их группами поддержки за 30 лет нисколько не изменились и по-прежнему не хотят слушать оригиналы, с которых Цой, Кинчев, "Зоопарк" заимствовали свои мелодии и целые песни. Формалином, что ли, догонялись тогда поклонники русского рока?
--------------------------------------------------------------------------------------------------