Мир! Дружба! Жвачка!
Kinopoisk: 7,8
IMDB: -
Эх, как же приятно услышать русский сериал, в котором нормально матерятся! Во всем образованном мире если снимают про бандитов, то матов там выше крыши. И это нормально, ведь главные герои не на балу герцога Вестбиргского. Но почему-то в России мат — какая-то ультра-запрещенная тема. Герои могут разок стыдливо сказать слово из трех букв, и на этом все.
А в “Мир! Дружба! Жвачка!” матеряться много и по делу. Не подумайте, что я смотрю сериалы ради мата, но когда герои разговаривают так, как должны, для меня это праздник!
Сериал “Мир! Дружба! Жвачка!” как-то совершенно мимо массового зрителя прошел. А зря.
История простых провинциальных школьников, которые вляпались в бандитские разборки 1993 года, очень ярко преподносит палитру того времени.
На фоне криминального сюжета разворачиваются истории жизней как простых пацанов того времени, так и их родителей, афганцев, гопников-цыган и множества других ярких и живых героев того времени.
За ними интересно наблюдать. Вместе с ними весело смеяться и печально грустить. Ты им сопереживаешь, потому что они не только интересные личности, но и части “своего, родного”...
Ну и еще это тот случай, когда для съемок 90-х вообще с декорациями не надо заморачиваться. В 2020-м в стране такой же антураж, вообще ничего не изменилось :)
Но не обошлось и без тупняков.
Киношные клише
Например, в сериале есть такой персонаж: неуклюжий преподаватель литературы, который пишет дешевые любовные романчики с Марти Сью во все поля. И в него влюбляется работница институтской библиотеки. И вот она из любви и жалости приносит конверт с гонораром за графоманию преподавателя из якобы американского издательства.
Сюжетом это обставлено так, будто бы конверт с гонораром реально пришел из Америки, и это держится, как твист, раскрываемый только ближе к финалу сезона. Но если зритель не дурак, то сразу поймет, что все это подстава.
Во-первых, вот так прям сразу первое же издательство твою писанину скорее всего не примет.
Во-вторых, как они там в Америке поняли язык первоисточника? Это же с переводчиками заморачиваться, нафиг надо?
В-третьих, гонорары в конвертиках не высылают.
Но проблема не только в этом. Сама ситуация — ну слишком уж киношная. Ну не будет в реальной жизни работница библиотеки выдумывать подобную аферу даже из большой любви. Потому что все быстро раскроется. И в итоге преподавателю будет только больнее. А уж такая тонкая натура (библиотекарша) должна это понимать.
Или другой пример: невнятная ссора друзей из-за того, что один из них обдолбался и начал нести оскорбительную чушь. Я сталкивался с подобными ситуациями в реальной жизни, и обычно окружающие относились с пониманием к поступку своего товарища: ну был бухим/под наркотой, не держал себя в руках, ну бывает.
В реальной жизни все быстро бы забили на это болт, к тому же если виновник искренне перед всеми извинился.
Но здесь из этого высасывается целая драма на серию в лучших традициях голливудских романтических мелодрам. Бесит.
Туда же можно отнести и финальный замес, где по мановению волшебной палочки творятся какие-то волшебные глупости.
Дружба нас всех спасет
История дружбы с одной стороны искренняя и милая. Но с другой — утрированно-натянутая. Происходит это как из-за развития сюжета, так и из-за актерской игры самих детей.
С одной стороны Илюша, который из-за страшной ситуации в семье стал замкнутым и очень странным парнем, водящим дружбу с тараканом. Это крутой персонаж, и актер молодец.
С другой рыжая девочка из Ералаша, в которую по канону все влюбляются, а она своим наигранным смехом только раздражение вызывает. Этот персонаж — ну такое себе.
Однако, посмотрим, как будет развиваться история во втором сезоне.
Сюжетные странности
Странно, что на разбитую машину, из-за которой весь сыр-бор, был положен большой болт.
Странно, что на семью Волковых-Рябининых почти никто не наезжал, хотя это самое слабое место Алика Афганца.
Странно, что мама Сани Рябинина — типичная “блахородная” хабалка — вообще не пытается измениться к лучшему, а скорее наоборот.
Мораль
Мораль местами ускользает.
Например, тема с вороной. Чему дед хотел научить внука, я не понял даже в рамках гипертрофированной дедовской морали. Ну убил парень ворону случайно, зачем ее варить и есть-то? Если дед хотел показать ответственность за поступки, можно было просто послать внука похоронить птицу. Если же мораль в том, что дедовская мораль не верна, то где же тогда раскрытие этой “второй морали”? Создается ощущение, что авторы сами не поняли зачем нужна эта ветка, но оставили ее, т.к. надо бы растянуть хронометраж.
Или тяга Сани ко всему хорошему и вечному, которая в финале сезона приводит к какому-то балагану.
Или поступки деда, которые совершенно не подвергаются никакой логики. Ну просто козел и подонок, чесслово!
Плюсы и минусы:
Минусы
- Многие сюжетные повороты читаются на 5 серий вперед. Что-то в духе “вот этот чувак замутит вот с ней” или история про злосчастные 100 долларов писательского гонорара.
- Метания главных героев в лучших традициях Last of Us 2. Сначала герой хочет одно, потом другое, потом снова одно, потом третье. Хочется уже прописать ему затрещину, чтоб определился, е-мое.
- Очень много очень неправильных поступков. Герои иногда творят такую агрессивную дичь, что начинаешь задумываться: а стоит ли им вообще сопереживать? Хотя возможно это не баг, а фича. Узнаем во втором сезоне
Плюсы
- Музыка, передающая “то самое” время. Мелодии, стилизованные под Цоя, смешанного с Альянсом, навевают эдакую многоэтажную романтическую тоску.
- Интересные персонажи, вызывающие сострадание. Хорошо, когда даже негодяй предстает в положительном ракурсе. Это глубже, чем просто “плохие vs хорошие”.
- Герои нормально матерятся! Ну наконец-то!
- Хороший сюжет, не смотря на все киношные условности.
- Невероятная атмосфера, которая дает полное погружение в атмосферу одновременно сурового и по-детски безбашенно-веселого мира 90-х.
- Любовь к деталям того времени.
- Драматические сюжетные повороты. Да-да, здесь не только девочки мальчиков бросают, но еще и людей убивают. Так-то.
Резюмируя
Сериал не лишен недостатков, и местами хочется чертыхаться и возмущаться тупым поведением героев или странными моралями сюжета, однако происходящее на экране настолько цепляет, что хочется посмотреть все от начала до конца сразу и залпом.
Все-таки Россия с 1993 не так уж и сильно поменялась. До сих пор же у многих стоят бабушкины серванты, а на стенах висят выцветшие обои, правда? :)