По всей Беларуси сейчас проходят протесты после прошедших в стране 9 августа президентских выборов. Мы редко пишем о политике (но все, что происходит сейчас в Беларуси — чрезвычайно важно и требует всесторонней поддержки), при этом всегда говорим об искусстве. Поэтому решили рассказать о Витебске, который называют культурной столицей Беларуси. Вернее, о «витебском ренессансе», который случился после революции 1917 года, превратил город в Мекку авангарда и расписал местные трамваи оранжевыми квадратами и зелеными кругами.
— «Здесь главные улицы покрыты белой краской по красным кирпичам. А по белому фону разбежались зеленые круги. Оранжевые квадраты. Синие прямоугольники. Супрематические конфетти, разбросанные по улицам ошарашенного города. Это Витебск 1920 года. По кирпичным его стенам прошлась кисть Казимира Малевича».
Таким Витебск тех лет запомнился Сергею Эйзенштейну. С 1918 по 1923 год город пережил период, который позднее окрестили «витебским ренессансом». Здесь сошлись пути ряда известных художников XX века, которые вывели Витебск на передовую художественной жизни.
— Про провинциальный, затерявшийся на просторах Российской империи Витебск многие знают лишь то, что здесь родился Марк Шагал.
Отсюда в 1907 году он уехал учиться в Петербург, из него — в 1910-м — отправился дальше в Париж, но спустя четыре года вернулся в родной город. Осенью 1914-го и в 1915-м Шагал много писал Витебск, а сложившуюся серию позднее назвал «документами». Революцию художник встретил в Петрограде. Шагалу покровительствовал сам нарком просвещения Анатолий Луначарский. Так что в Витебск в 1918 году художник вернулся с мандатом уполномоченного по делам искусств с правом «организации художественных школ, музеев, выставок, лекций и докладов по искусству».
— В условиях гражданской войны, с дефицитом помещений для госпиталей и казарм, Шагалу удалось добиться выделения для учебного заведения особняка.
Здесь в январе 1919 года открылось ВНХУ — Витебское народное художественное училище. Наряду с практическими занятиями в мастерских шли и теоретические классы, например, «ознакомление с методами современного "левого искусства"». Художник писал:
«Мечта о том, чтобы дети городской бедноты, где-то по домам любовно пачкавшие бумагу, приобщались к искусству, воплощается... Мы можем себе позволить роскошь «играть с огнем», и в наших стенах представлены и функционируют свободно мастерские всех направлений от левого до «правых» включительно».
— В Витебск Марк Шагал пригласил художников из Москвы и Петрограда.
Одним из приехавших был Лазарь Лисицкий. Именно в Витебске он взял себе имя «Эль» и в 1920 году написал знаменитую работу «Клином красным бей белых». А еще начал создавать проуны — как он сам их называл, «пересадочную станцию от живописи к архитектуре». Лисицкий пригласил в Витебск Казимира Малевича. И тот приехал, чтобы основать в городе УНОВИС.
— В первые революционные годы была мода на аббревиатуры.
Вслед за ВНХУ в 1920 году в Витебске появился УНОВИС — общество «Утвердителей нового искусства» (кстати, родившуюся в том же году дочь Малевич назвал Уной). Девиз Малевича и его учеников звучал так:
«Ниспровержение старого мира искусств да будет вычерчено на ваших ладонях».
На рукавах члены УНОВИСа носили повязки с изображением черного квадрата и на печати организации располагался он же. Аббревиатура УНОВИС была созвучна для членов общества с глаголом «обновись». Они стремились к тому, чтобы супрематизм сыграл роль мировой революции и распространился не только в России, но и по всему миру, став универсальным художественным языком.
— В феврале 1920 года в Витебске представили «Победу над солнцем» — одну из наиболее провокационных и нестандартных постановок XX века.
Впервые спектакль, задуманный Малевичем, Крученых и Матюшиным, показали в 1913 году в Санкт-Петербурге. А в Витебске постановку помогали осуществить участники УНОВИСа. «Победа над солнцем» воспевала идею строительства нового будущего, которое может быть построено только после разрушения старого. Правда, новое в лице самого УНОВИСа просуществовало в Витебске недолго. Всеохватная деятельность общества пугала власть, так что объединение вытеснили из общественной жизни города. В 1922 году Малевич и близкие ему ученики уехали в Петроград.
— «Витебский ренессанс» продлился пять лет.
Город стал творческой лабораторией художников-новаторов и Меккой авангарда. Это было время творческой свободы. Но продлилось оно недолго. С одной стороны, причиной его окончания стал наступивший в стране голод. С другой, власти уже были настроены враждебно по отношению к новому искусству.
Да и местные жители «с удивлением смотрели на изображенных зеленых лошадей и на "летающего" еврея». А трамвайный вагоны, расписанные в футуристическом стиле, отпугивали пассажиров и весьма неблагоприятно сказывались на дневной выручке.
— Из XXI века то, что происходило сто лет назад в Витебске, кажется сюрреалистичным.
В стране шла гражданская война, а в небольшом прифронтовом городе люди слушали «песни о черном и красном квадрате». Как отметил автор одной из статей, посвященных тому периоду:
«фасады домов, городской транспорт, трибуны, с которых вещали советские вожди и агитаторы — все здесь напоминало интерьер какой-нибудь модной нью-йоркской галереи».
И долго так продолжаться не могло.
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.