Найти тему

Топ-10 украденных артефактов, выставленных в музеях

Оглавление
Топ-10 украденных артефактов, выставленных в музеях
Топ-10 украденных артефактов, выставленных в музеях

Победителю достанутся трофеи. На протяжении всей истории многие завоеватели и колонизаторы забирали сокровища на свою родину в рамках своих расширений. Иногда это делалось для финансирования их войн. В других случаях эти предметы считались просто новинками.

К сожалению, многие из этих предметов были потеряны или разрушены. Например, тысячи мумий были развернуты для развлечения на вечеринках в Англии XIX века. Но другие предметы переходили от одного владельца к другому, пока не попали в музей.

Хотя эти культурные ценности были приобретены сомнительными методами, они остаются выставленными на обозрение в чужих странах через сотни или тысячи лет после их краж. Вот 10 таких украденных сокровищ, выставленных в музеях.

10. Мрамор Элгина, привезенный
из Греции и выставленный в Англии

Мрамор Элгин, привезенный из Греции и выставленный в Англии
Мрамор Элгин, привезенный из Греции и выставленный в Англии

Фотография: The Independent

Эльгинский мрамор - это коллекция греческих скульптур и архитектурных деталей, которые изначально были частью Парфенона в Афинах, Греция. Во время правления Османской империи посол в империи Томас Брюс, 7-й граф Элджин, распорядился, чтобы мрамор был удален и доставлен обратно в Англию.

Он был обеспокоен нанесенным им ущербом и надеялся уберечь их от разрушения из-за безразличия Османской империи. Итак, в начале 19 века коллекцию упаковали и отправили в Англию. В основном он прибыл благополучно. (Груз на одном корабле затонул во время шторма, но скульптуры в конечном итоге были обнаружены с морского дна.)

Вывоз этих сокровищ вызвал протесты жителей Греции и даже соотечественников лорда Элгина, включая известного поэта и политика лорда Байрона. В течение нескольких коротких лет вся коллекция была куплена у Элгина Английской короной и в конечном итоге выставлена ​​в Британском музее в Лондоне.

Первоначальные опасения лорда Элгина по поводу ущерба, нанесенного османским владычеством, стали предметом спора в 1832 году, когда османы признали Грецию независимым государством. В результате Греция смогла контролировать мрамор и обеспечить его защиту людьми, которые ценили греческое культурное наследие.

Однако коллекцию не вернули. В течение некоторого времени британцы утверждали, что в Греции не существует подходящих помещений для демонстрации мрамора Элгина. Но в 2009 году возле подножия Акрополя был построен музей площадью 21 000 квадратных метров (226 000 футов 2 ) за 200 миллионов долларов .

В какой-то момент Британский музей предложил одолжить мрамор музею Акрополя при условии, что они признают право собственности Англии на артефакты. Это предложение было отклонено, и мраморные шарики по-прежнему выставлены в Британском музее в Лондоне.

9. Сокровища Приама
вывезены из Османской империи и выставлены в России

Сокровища Приама вывезены из Османской империи и выставлены в России
Сокровища Приама вывезены из Османской империи и выставлены в России

Фотография: Ancient Origins

Древний город Троя (на территории современной Турции) был раскопан немцем по имени Генрих Шлиман, когда археология только зарождалась. Шлиман был одержим поиском предметов, упомянутых в « Илиаде» и « Одиссее» , древних эпических поэмах Гомера, в центре которых были события, связанные с легендарной войной между Грецией и Троей.

В конечном итоге Шлиману это удалось. Он нашел древний город Трою и забытую сокровищницу, в которой находились драгоценные украшения, золотые головные уборы, маски и другие артефакты.

С тех пор методы Шлимана были осуждены археологами как оскорбление их работы. В поисках сокровищ он безвозвратно разрушил слои древнего города. Кроме того, Шлиман не собирался делиться своим открытием с Османской империей, с земли которой он контрабандой вывез эти артефакты.

После нескольких лет экспонирования в Лондоне сокровищница отправилась в Берлин, Германия, в 1881 году. Предметы были выставлены в музее Kunstgewerbe, а затем в Этнологическом музее. Однако после окончания второй мировой войны и поражения Германии артефакты исчезли.

8. Ворота Иштар
вывезены из Ирака и выставлены в Германии

Ворота Иштар вывезены из Ирака и выставлены в Германии
Ворота Иштар вывезены из Ирака и выставлены в Германии

Photo credit: National Geographic

Ворота Иштар - внушительное сооружение, которое когда-то было одним из многих входов во внутренний город Вавилона на территории современного Ирака. Построенные королем Навуходоносором II, ворота были посвящены Иштар, месопотамской богине любви и войны.

Он был сделан из голубых глазурованных кирпичей, собранных в мозаику, в которую входили рельефы львов, зубров и драконов. Между 1899 и 1917 годами строение было раскопано и перевезено в Германию. Со временем часть ворот была реконструирована и выставлена ​​в Пергамском музее в Берлине.

Как и многие археологические сокровища, взятые с их родных земель, Ворота Иштар - спорная часть истории. Хотя на протяжении многих лет Иракское правительство обращалось с просьбами о его возврате, он остается в Берлине, потому что в то время был принят законным путем.

Между 1533 и 1918 годами страна, ныне известная как Ирак, находилась под властью Османской империи. Затем территория на несколько десятилетий находилась под Британским контролем. В то время многие артефакты были свободно вывезены в Европу в соответствии с законами Османской и Британской империй.

Однако, когда Ирак обрел независимость, законы, регулирующие его культурное наследие, изменились. К 1936 году законы разрешили иностранным археологам проводить раскопки и публиковать исследования, основанные на том, что они нашли, но все обнаруженные артефакты принадлежали Ираку.

В 2013 году Иракский мужчина протестовал в Пергамском музее, держа перед воротами Иштар табличку с надписью «Это принадлежит Ираку». Ворота Иштар и связанные с ними артефакты выставлены во многих музеях по всему миру.

7. Розеттский камень,
вывезенный из Египта и выставленный в Англии

Розеттский камень, вывезенный из Египта и выставленный в Англии
Розеттский камень, вывезенный из Египта и выставленный в Англии

Photo credit: Smithsonian Magazine

Розеттский камень - это плита из гранитоидной скалы, на которой написано то же сообщение на трех языках: египетские иероглифы, в основном используемые священниками; Египетская демотическая надпись , используемая в бытовых целях; и древнегреческий.

До открытия Розеттского камня иероглифы были загадкой для ученых. Однако, поскольку на артефакте было то же послание, начертанное на языке, который ученые уже понимали, они смогли взломать код и, наконец, расшифровать иероглифы.

Этот уникальный артефакт был обнаружен в 1799 году во время Египетской кампании Наполеона Бонапарта недалеко от города Рашид (Розетта), что и объясняет его название. Он перешел во владение англичан, когда два года спустя они победили Наполеона в Египте. Затем они увезли Розеттский камень в Англию.

Официальные лица Египта десятилетиями требовали его репатриации. Египетские археологи также пытались убедить Британский музей в Лондоне вернуть артефакт, но безуспешно. Он до сих пор выставлен в Лондоне.

6. Hoa Hakananai'a,
снятое с Рапа-Нуи (остров Пасхи) и выставленное в Англии

Hoa Hakananai'a, снятое с Рапа-Нуи (остров Пасхи) и выставленное в Англии
Hoa Hakananai'a, снятое с Рапа-Нуи (остров Пасхи) и выставленное в Англии

Фото: mercopress.com

Рапа-Нуи (он же остров Пасхи) известен своими гигантскими резными фигурами, называемыми моаи, которые были сделаны с 1100 по 1600 год. В течение этих 500 лет моаи становились все более сложными, и их строили и возводили целые толпы - всего около 900 человек. Стоя спиной к океану, они наблюдали за своим островным домом.

Большинство из них были вырезаны из туфа острова, но некоторые из них были сделаны из базальта. Одна базальтовая фигура, которая считается шедевром, называется Хоа Хакананай'а , что удачно переводится как «украденный друг».

Считается, что Хоа Хакананай'а был создан где-то между 1000 и 1200 годами нашей эры, оставаясь на Рапа Нуи в течение сотен лет. Затем, в 1869 году, его перевезли на другой остров под названием Англия и подарили королеве Виктории. Оттуда Хоа Хакананай'а была передана Британскому музею в Лондоне, где находится по сей день.

Однако моаи - это больше, чем искусство из базальта и туфа. Жители Рапа Нуи верят, что моаи содержат в себе духов их предков. В 2018 году губернатор Рапа Нуи посетил Англию и попытался договориться о возвращении Хоа Хакананай'а , пусть даже только в рамках кредита. Она сказала: «Мы все пришли сюда, но мы всего лишь тело - у англичан есть наша душа».

5. Щит Гвеагала, привезенный
из Австралии и выставленный в Англии

Щит Гвеагала, привезенный из Австралии и выставленный в Англии
Щит Гвеагала, привезенный из Австралии и выставленный в Англии

Photo credit: britishmuseum.org

Около 250 лет назад британский исследователь Джеймс Кук прибыл в то, что позже стало известно как Ботанический залив в Австралии. Его встретили двое местных мужчин со щитами и копьями. В своем дневнике Кук сообщил, что эти люди атаковали его камнями и копьями. Это вынудило его команду разрядить оружие и ранить нападавших, которые бежали, оставив часть своего оборудования.

Однако с точки зрения клана Гвеагал( Gweagal ), команда Кука была неожиданными посетителями и должна была договориться о разрешении на въезд в страну клана. Иногда это происходило через диалог. В других случаях это происходило посредством духовной церемонии.

Однако Кук не знал и не понимал местных обычаев. Таким образом, эта встреча закончилась боевыми действиями, в ходе которых был сброшен щит Гвеагалья. В конце концов, этот щит вернулся на родину Джеймса Кука и был выставлен вместе со многими другими артефактами в Британском музее.

С 2016 года Родни Келли, возможный потомок человека, который уронил щит во время стычки с Джеймсом Куком, сплотился за возвращение щита в Австралию. За последние четыре года он неоднократно посещал Англию, чтобы выступить за репатриацию щита.

На момент написания этой статьи его звонки остались без внимания, и вряд ли это изменится. Согласно британским законам, возвращение этого и многих других артефактов было бы незаконным. Закон о Британском музее от 1963 года запрещает музею постоянно распоряжаться своими фондами, за редкими исключениями.

4. Бриллиант
Кохинур, привезенный из Индии и выставленный в Англии

-8

Фото: gemselect.com

Пока алмазы не были обнаружены в Бразилии в 1725 году, Индия была единственным реальным источником их во всем мире. Драгоценные камни, часто добываемые в руслах рек при добыче наносов, занимали видное место в индийской культуре.

Древнейшие в мире тексты по геммологии происходят из Индии. Драгоценные камни были наиболее важными показателями статуса при дворах древней Индии, при этом разные драгоценные камни представляли разные уровни иерархии.

Из этого золотого века драгоценных камней появился бриллиант, который в конечном итоге стал известен как Кох-и-Нур. Первоначально его вес составлял 793 карата, затем он был огранен до 186 карат, когда он принадлежал династии Какатия, и, наконец, до 105,6 карата после огранки и полировки в Англии.

Когда Индия находилась под властью Великих Моголов, алмаз Кох-и-Нур использовался как часть инкрустированного драгоценностями трона, на строительство которого ушло семь лет и который стоил в четыре раза дороже, чем Тадж-Махал. Позже трон и Кох-и-Нур были перенесены в регион, ныне известный как Афганистан.

На протяжении веков алмаз перемещался между владельцами в кровавых конфликтах, пока, наконец, не оказался в поле зрения Британской империи в 1849 году. Империя подписала договор, по которому Кох-и-Нур стал ее собственностью. Договор был подписан с 10-летним мальчиком-королем, который также отказался от своего суверенитета.

Оттуда королева Виктория завладела Кох-и-Нур. Бриллиант был выставлен на обозрение британской публике, но они остались недовольны. Многие люди не могли поверить, что это было что-то большее, чем просто кусок стекла. Итак, алмаз был огранен и отполирован, потеряв при этом более 80 карат. Со временем он был включен в жемчужину короны Англии, где остается по сей день.Индия, Пакистан и даже талибы претендуют на этот беспрецедентный алмаз.

3. Бюст Нефертити
вывезен из Египта и выставлен в Германии

Бюст Нефертити вывезен из Египта и выставлен в Германии
Бюст Нефертити вывезен из Египта и выставлен в Германии

Фото: jstor.org

Древние предметы обычно показывают их возраст. Со временем цвета блекнут, появляются трещины, а повторное использование или пренебрежение повреждают то, что когда-то было безупречным. Однако, по крайней мере, для одного артефакта время, похоже, оказало относительно небольшое влияние.

Около 1340 г. до н.э. в Египте был построен бюст царицы Нефертити из известняка, гипса и воска. В отличие от многих артефактов того времени, этот бюст царицы Нефертити изящно состарился. Его форма остается в основном неповрежденной, цвета нетронутыми, а лицо королевы кажется незапятнанным возрастом.

Редко можно найти столь нетронутую древнюю фигуру в современную эпоху. Бюст был обнаружен немецкими археологами в 1912 году. В следующем году он попал в Германию и с тех пор остается там.

В 2011 году высший совет по древностям Египта направил в Фонд прусского культурного наследия запрос о возвращении артефакта. Фонд управляет музеем, в котором сейчас выставлен бюст. Они ответили, что бюст получен законным путем и у Египта нет оснований для его возврата.

Верховный совет древностей пояснил: «Этот запрос является естественным следствием давней политики Египта, направленной на реституцию всех археологических и исторических артефактов, которые были незаконно вывезены из страны».

Президент фонда не согласился: «[Бюст Нефертити] был и остается послом Египта в Берлине».

2. Сокровище Кумлуджи
вывезено из Турции и выставлено на обозрение в Соединенных Штатах

Сокровище Кумлуджи вывезено из Турции и выставлено на обозрение в Соединенных Штатах
Сокровище Кумлуджи вывезено из Турции и выставлено на обозрение в Соединенных Штатах

Фото: lycianturkey.com

Эта коллекция, состоящая из более чем 50 предметов, состоит в основном из серебряных религиозных артефактов, таких как кресты, подсвечники и посуда. Считается, что все они произошли из одной церкви. Однако коллекция была раскопана тайным и, вероятно, незаконным способом, что затрудняет точное датирование артефактов. Тем не менее они византийского происхождения.

Обнаруженные в 1960-х годах, эти реликвии были вывезены контрабандой из страны в Соединенные Штаты. Однако Османский закон 1906 года требует, чтобы все предметы старины, обнаруженные на территории Турции, оставались собственностью правительства. С юридической точки зрения не ясно, может ли современная Турция использовать эту версию своего закона о защите культурных ценностей, чтобы вернуть эти предметы в международном масштабе.

Коллекция была разделена на части и теперь представлена ​​в нескольких разных музеях. К ним относятся Музей Гетти, Художественный музей Кливленда, Художественный музей Метрополитен, а также Исследовательская библиотека и собрание Думбартон-Окс при Гарвардском университете.

Еще в 1970 году Турецкое правительство потребовало вернуть серебро Кумлуджа, но оно было проигнорировано. С тех пор поступило много запросов. На момент написания этой статьи ни один музей, в котором хранятся какие-либо части серебра Кумлуджа, не вернул свои коллекции в Турцию. В 2012 году Dumbarton Oaks заявила в заявлении для прессы, что у них есть законные права на находящиеся в их владении артефакты.

1. Старый рыбак из афродизии,
вывезенный из Турции и выставленный в Германии

Старый рыбак вывезенный из Турции и выставленный в Германии
Старый рыбак вывезенный из Турции и выставленный в Германии

Фото: artnet.com

Так много искусства прославляют невероятное. Статуи героев из мифологии смотрят на нас сверху вниз во многих музеях, но одна ценная статуя, Старый Рыбак , представляет собой более приземленный образ человечества.

Этот артефакт, созданный около 200 г. до н.э., имеет сложную историю, и то, что представляет собой мраморная статуя, далеко от мифологии. Изможденные мускулы и уставшие глаза старого рыбака запечатлели в камне историю его древней жизни.

В 1904 году французский инженер и археолог-любитель Поль Годен обнаружил только туловище рыбака (в набедренной повязке). Это произошло во время раскопок общественных бань древнегреческого эллинистического города Афродисиас (на территории современной Турции)

В конце концов, наследники Годена продали туловище Пергамскому музею в Берлине. Голова статуи была обнаружена при последующих раскопках в 1989 году. Однако она остается в Турции. Так к мраморному торсу в Берлинском музее добавили гипсовую повязку головы.

Несмотря на неоднократные призывы к его репатриации, Старый Рыбак все еще находится в Берлине. Он выставлялся в Пергамском музее и старом музее. Эртугрул Гюнай, министр культуры Турции до 2013 года, однажды сказал: «Артефакты, как и люди, животные или растения, обладают душой и исторической памятью. Когда они будут репатриированы в свои страны, равновесие в природе будет восстановлено ».

Спасибо за чтение!!!!!

Подписывайтесь на канал!!!!!