Полно у дьявола утех,
Но яростней всего его прислуга
Науськивает друг на друга тех,
Кто невозможен друг без друга.
Хоть мир имел один исток,
Его бесстыдно разметали
На лево-право, Запад и Восток,
На вертикали и горизонтали.
Подруга Вертикаль людей живыми ест,
Сестра Горизонталь грозит иной расплатой.
Давно разъяли бы и крест,
Когда бы не удерживал Распятый.
Дмитрий Быков
В заключение размышлений о падении, необходимо отметить еще кое-что. Каким этот рассказ рисует Бога?
- Он молчит, когда змей соблазняет Еву.
- Он является издали и задает вопросы.
- Он обещает борьбу и победу.
- Он одевает, но изгоняет людей из сада.
Почему Бог молчал? Ведь можно же было что-то сделать?! Хоть что-нибудь?! Нет нельзя. Он уже сделал. Он дал заповедь. Он дал человеку свободу выбирать. Он дал жене мужа. Он сделал все, что мог. Но женщина решила сама принимать решения, не советуясь. Это был ее выбор. И это обернулось трагедией для всех… И это означает, что Он будет молчать всякий раз, когда Он уже ответил на задаваемый вопрос. Дождика в четверг не будет, если уже дан принцип, которого следует придерживаться. Бог ясно выражает свое отношение, но дает свободу сделать неправильный выбор.
Почему Бог является издалека? Зачем вопросы? Если мы посмотрим на природу, то в ней нет резких переходов. День плавно переходит в ночь, лето плавно сменяет зиму. Переход всегда плавный. В этом виден характер Творца. Он знает о том, на сколько мучительно будет Его появление для человека и потому старается максимально, на сколько это возможно, сгладить острый угол. Вопросы задаются с тем, чтобы дать человеку возможность исповедовать свою вину. Бог жалеет согрешившего человека.
Третий рассказ состоит из двух отрывков. В центре одного — первая ложь, первое лжепророчество: «Нет, не умрете!» В центре другого — первое пророчество: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Что это за «семя жены» пока не ясно. Ясно только то, что Бог не отказывается от того, кто отвернулся от него. Он не бросает тех, кто предпочел иного друга. Бог обещает змею борьбу до последнего вздоха. Бог не уступает своего без боя, чего бы это ни стоило.
Бог переодевает человека. Бог прощает человека. Но Он не оставляет без наказания. Адам и Ева уходят из райского сада. К дереву жизни доступа больше нет. Много чего больше нет. Бог дает надежду, а не мгновенное избавление. Бог дает человеку прочувствовать то, что он выбрал. Бог дает пожинать последствия, но не лишает надежды. Бог изгоняет человека из сада, но дает ему залог — кожаную одежду, как материальное выражение надежды, на искупление. Но об этом будет следующий рассказ…
- Бог дорожит нашей свободой.
- Бог щадит наши чувства.
- Бог считает, что мы стоим мучительной борьбы, которая Ему за нас предстоит.
- Бог дает пожинать последствия, но не лишает надежды.
В такого Бога хочется верить?
«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор.30:19).
«Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер.31:3).
«Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен? Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу» (Ис.49:24,25).
«А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим.15:4).
В больничном темном коридоре,
Где воздух болями пропах,
Сидела Ева в нимбе горя
С дебильным сыном на руках.
Беспомощность в халате белом
Сквозь безнадежности очки
на них устало и несмело
Глядела, как глядят врачи.
А змей аптечный у порога,
Сжав чашу мук в живом узле,
Шипел, что мудрыми как Боги,
Рождаться стали на земле,
Что наши гибнущие рощи
Ничуть не хуже чем Эдем,
И что в подземном царстве мощей
Жилого места хватит всем.
В психиатрических покоях
Чуть слышно стрелки на часах
Считали маленьким изгоям
Их горьких весен чудеса,
И дети те не разумели,
Что значит жизнь и смерть, и грех,
Что над безумным смехом змея
Голгофский крест одержит верх.
Н. И. Щеглова