Найти тему
Travel Bears

Почему посадка в самолет всегда с левой стороны?

Подавляющее большинство стран выбирает правостороннее движение. Исключение составляют Великобритания и ее бывшие колонии, а также ряд других стран. А это значит, что практически в целом мире на переднее сиденье пассажиры садятся с правой стороны автомобиля. Совсем другое дело – самолет. Обращали ли вы внимание, что посадка на борт осуществляется всегда с левой стороны? Но почему так происходит?

Все на абордаж!

Испокон веков пассажирские перевозки осуществлялись по суше и по воде, и лишь потом – по воздуху. Важное место в этом отводилось морским перевозкам – единственной до определенного времени возможности трансконтинентального сообщения. Именно на судах и кораблях и возникла традиция сажать пассажиров с левого борта. С таким расчетом и было спроектировано большинство морских портов мира.

По сути авиаперевозки продолжили заложенную в море традицию. Аэропорты строились с расчетом пристыковки для высадки пассажиров с левого борта.

Посадка через рукав с левого борта самолета (фото автора)
Посадка через рукав с левого борта самолета (фото автора)

Ради безопасности

Обеспечение безопасности пассажиров при посадке и высадке – одна из важнейших задач гражданской авиации, так как именно в эти моменты происходит большинство несчастных случаев. Именно поэтому, а вовсе не для того, чтобы лишить пассажиров возможности схватить свои сумки быстрее соседа, при посадке самолета звучит объявление с просьбой не покидать свои места вплоть до полной остановки судна.

Смысл левосторонней посадки – разграничить пассажирский поток и профессиональную деятельность по обслуживанию самолета, которая, как правило, ведется с другой стороны борта.

Наземное обслуживание самолета с правой стороны борта (фото автора)
Наземное обслуживание самолета с правой стороны борта (фото автора)

Так, доступ к трюмам самолета обычно осуществляется только с правой стороны, а это значит, что вся служебная техника по разгрузке и загрузке багажа будет передвигаться с правой стороны. Иногда эти работы требуют много места, техники и рабочих, поэтому весьма разумно поместить их по другую сторону борта. Также на большинстве (но не на всех!) крупных авиалайнерах заправка судна топливом проходит с правой стороны.

Пассажиры - слева, багаж - справа (фото автора)
Пассажиры - слева, багаж - справа (фото автора)

Такое четкое разделение наземного обслуживания от пассажиров снижает риск травматизма последних.

А как же пилоты?

Аэропорты во всем мире проектировались таким образом, чтобы пилот мог беспрепятственно вырулить перед терминалом и высадить пассажиров. А для этого капитан судна должен иметь представление о зазоре между крылом самолета и зданием терминала, которое позволяет поставить самолет пассажирской дверью прямо напротив двери терминала. При правосторонней системе посадки такого беспрепятственного обзора не было.

Более того служебные двери у самолета с правой стороны (при их наличии) меньше, чтобы сохранить большую жесткость в конструкции самолета. Чем больше дверь, тем сложнее ее укрепить. А значит потребуется больше металлической защиты вокруг люка.

Служебная дверь с правой стороны борта по размерам меньше, чем на левой (фото автора)
Служебная дверь с правой стороны борта по размерам меньше, чем на левой (фото автора)

Поэтому, поскольку пассажиры проходят на посадку с левого борта, имело смысл установить аналогичный порядок и для капитанов, которые не только заходят на судно с левой стороны борта, на и садятся по левую сторону, чтобы успешно маневрировать во время взлета и посадки.

В каждом правиле есть свои исключения. А вам доводилось садиться на борт самолета с правой стороны? Поделитесь в комментариях.

Приятных вам путешествий!