Пьер-Огюстен Карон де Бомарше ( 1732 - 1799 гг) прожил образцовую жизнь авантюриста, отметившись многогранностью своих талантов в совершенно разных жизненных сферах.
Спроси сейчас у любого среднего человека - кто такой Бомарше? И любой средний человек без запинки выдаст - драматург, автор Женитьбы Фигаро.
На самом деле - да, драматург. Причем очень известный, но за всю свою жизнь написавший всего шесть (!!!) пьес. Из них три - это трилогия о Фигаро, и только две из них обессмертили его имя. (Севильский цирюльник и Безумный день, или женитьба Фигаро). Бомарше, можно сказать, лишь прикоснулся к драматургии, но его блестящий талант, проявившийся прежде всего в удивительной линии его собственной жизни, заиграл всеми красками живости и остроумия, и обессмертил его имя в литературе.
О Бомарше говорили, что он ...любил все - славу, деньги, философию, удовольствия, но больше всего - шум!
И это было истинной правдой. Он любил и мог привлекать к себе массовое внимание, больше половины своей жизни проведя в спекуляциях, публичных спорах, дуэлях, арестах, тюремных заключениях и ссылке, но так же и в романтических приключениях.
Его обвиняли в отравлении жен, но при этом доверяли подавать блюда самому королю, он был простолюдином, но купил себе желанное дворянство. Учреждал женскую семинарию, а на выходе получал военную академию. Поразительная жизнь, переплюнувшая по насыщенности и витиеватости сюжета самые смелые фантазии романистов. Выдумай автор такое повествование - ему скажут слишком наигранно, так не бывает в настоящей жизни, слишком много всего... Но посмотрите - так жил реальный человек - Пьер Бомарше, и вы все о нем слышали с детства.
Эрудит - вот кем он был прежде всего. Человек без одной главной способности, равно талантливо способный на многое.
Пьер родился в Париже, в семье ремесленника - часовщика. Его отец сколотил некоторое состояние своим мастерством. У Пьера было спокойное и счастливое детство. Он был одним из шести выживших детей своих родителей, и единственным мальчиком. Ребенок получил хорошее воспитание, в частности, играл на нескольких музыкальных инструментах.
Отец в 6 лет отдал его в школу, но когда Пьеру исполнилось 13, решил, что пора учиться не только умному, но и полезному - и забрал его для домашнего обучения своему ремеслу. Но сынок не был склонен к кропотливому механическому труду. Он любил праздники, веселье, музыку... В итоге у отца лопнуло терпенье и он выгнал Пьера, разрешив вернуться домой только после того, как сынок письменно обязался заниматься ремеслом часовщика.
Прикоснувшись, так сказать, к этому ремеслу, наш герой его усовершенствовал. Изобретение, которое он выдал, так и называется - спуск Бомарше, оно обеспечивает равномерный ход часового механизма - и если раньше часы показывали время приблизительно, и носились скорее для украшения, то сейчас они стали показывать его намного более точно, и их стали использовать именно как часы. Мне кажется, изобретение было революционным.
Пьер был знаком с королевским часовщиком, который, в свою очередь, был знаком с его изобретением, и - присвоил его авторство. Однако, он недооценил противника. Пьер Карон не стал молча глотать обиду - он ее максимально широко обнародовал, а в деле защиты своих прав на изобретение сделал неожиданный ход - он обратился не в суд, а в Академию наук, предоставив пошагово свои рассуждения и опыты, которые привели к изобретению. Естественно, вторая сторона ничего подобного показать не смогла, в итоге - королевский часовщик потерял свое место, которое занял торжествующий Пьер!
Получив доступ ко двору, Пьер Карон стал развивать успех. Он свел дружбу с контролером королевской кладовой, и за обещание пожизненной ренты выкупил его звание. Бывший контролер после этого очень удачно умер, так, что Пьер ни одной выплаты ему сделать не успел. Он женился на вдове бывшего контролера, и на ее деньги купил себе дворянское звание, заодно и фамилию сменив на благородное де Бомарше - в честь одного из поместий жены. Теперь он мог в богатом наряде ставить блюдо перед самим королем - вот она - жизненная удача!! А скучную работу часовщика он наконец то смог оставить. Жена его, впрочем, тоже стремительно умерла, что породило неприятные слухи. Однако уже дворянин Бомарше не обращал внимание на досадные мелочи - он несся к успеху на всех парусах.
И вот мы уже встречаем его в роли учителя музыки у дочерей Людовика 15. Бомарше обладал музыкальными способностями, вполне достаточными для обучения принцесс игре на арфе. А в чем успех?- удивитесь вы... В том, что непосредственное общение с королевскими особами, совсем не то же самое, что ставить тарелку под нос королю. Общение - это влияние.
В частности, он оказал услугу некоему Пари - Дюверне, крупному финансисту и подрядчику королевской армии. Тот построил военную школу и почти десять лет не мог добиться визита короля, необходимого для развития этой школы. А Бомарше просто устроил туда экскурсию принцессам, которые в восторге рассказали обо всем отцу - и тот - о чудо! сам захотел увидеть эту школу.
В благодарность Дюверне научил Бомарше всяким денежным спекуляциям - и надо ли говорить о том, что он встретил очень заинтересованного ученика!
В промежутке он получает должность вице-председателя суда по браконьерству, которая предполагала участие в процессах против аристократических особ, нарушающих законы о королевской охоте. Теперь он не просто видится с придворными - но может их судить! Однако на него смотрели как на придворного подхалима, и мало кто воспринимал всерьез.
Далее следует его визит в Испанию, знаменательный тем, что буквально с нуля он сумел проникнуть в самые верхи испанского общества, включая королевский дворец, и провернуть некоторое количество весьма сомнительных денежных афер.
Причиной посещения Испании стала неприятность, случившаяся у его сестры, проживающей в Мадриде. Был у нее ухажер, обещал жениться, как только получит должность. Должность получил - а жениться забыл. Обиженная девушка поплакалась брату. Тот примчался в Мадрид и так ославил бывшего жениха сестры, что тот и должность потерял и вообще еле ноги унес из столицы. Стала ли сестра от этого счастливее - нам неизвестно, но вот Бомарше всему Мадриду запомнился хорошо. Кроме спасения чести сестры он там накрутил множество проектов в стиле Остапа Бендера - от проекта создания французской колонии в Луизиане, до проекта предоставления ему исключительного права доставки негров - рабов во все испанские колонии... В общем, на фантазию он не жаловался никогда. Однако ни одно дело не выгорело, и он вернулся во Францию ни с чем. Польза от Испании была периферийной - впоследствии действие своих пьес он перенес в натуралистические испанские интерьеры.
Вернувшись в Париж, он обнаруживает, что при дворе его благополучно забыли, а финансовые дела прискорбны. Должность контролера королевской кладовой он продает, так же, как когда то сам ее купил, и присматривает богатую вдовушку, с которой заключает свой следующий брак.
Опять все повторяется - вдовушка умирает, причем, их двое маленьких детей умирают тоже, и про Бомарше опять ползут нехорошие слухи об отравлении жены. Одновременно умирает его друг Пари - Дюверне, он упомянул Бомарше в своем завещании, оставив ему значительную сумму, а так же просил наследника вернуть ему долг, который образовался во время их совместных финансовых операций. Однако наследник сделать это отказался. Он терпеть не мог Бомарше, и обвинил его в подделке документов. Они отправились в суд. Там заварилась такая каша, что наблюдатели со стороны были уверены - Бомарше после такого получит или деньги, или петлю на шею. Сперва он выиграл, потом проиграл, и от него отвернулись все покровители, как от человека с оконченной репутацией. Потом он сделал ход конем - опубликовав Мемуары, где подробно, но с большим сарказмом, описывал все этапы судебного дела, показав насколько прогнившей является французская судебная система. Его сочинение произвело эффект разорвавшейся бомбы - судья, который вел его дело - лишился должности, Бомарше влепили выговор, но в итоге, приложив еще некоторые усилия, он все таки получил с наследника Дюверне причитавшиеся ему деньги. Помимо этого, Мемуары принесли ему неожиданную славу писателя. Поразительные находчивость и упорство вновь и вновь помогали ему в безнадежных, казалось бы жизненных ситуациях.
Далее он:
- занимался контрабандными поставками оружия борцам за независимость в США (деньги с них, с большими потерями, получили только его потомки в середине 19 века),
- был тайным агентом последовательно двух французских королей, выполняя их деликатные поручения, но, иногда так выходило, что и за свой счет...
- женился в третий раз, практически бескорыстно, на своей давней любовнице, родившей ему дочь Евгению...
- стал знаменитым драматургом (при этом, первая премьера Севильского цирюльника полностью провалилась - тогда Бомарше за пару дней переписал пьесу и поставил ее заново - уже с триумфальным успехом - он никогда не сдавался!),
- посидел в тюрьме (правда всего 5 дней, король погорячился, но потом опомнился),
- потерял все нажитое с таким трудом в огне Французской революции,
- побывал в изгнании,
- узнал счастье возвращения и воссоединения с семьей,
- испытал любовные бури,
- и, наконец, умер от апоплексического удара во сне, накануне знатно повеселившись с друзьями.
Чего только не было в этой жизни! Все было! Кроме стабильности и покоя...
...а мы все драматууург да драматууург...((