История раскрыта предо мной.
Мне говорят: "Взгляни на эту панораму!"
И я к ней подошел, как бы к святому храму,
С благоговейною душой, -
И думал видеть я, как люди в век из века,
В разнообразии племен,
Идут по лестнице времен
К предназначенью человека.
И думал видеть я, как человек растет,
Как благо высится, стирается злодейство,
И человечество со всех сторон идет,
Чтоб слиться наконец в блаженное семейство,
И что же вижу я? - От самых юных дней
Доныне, в ярости своей,
Всё тот же мощный дух, дух зла - мирохозяин,
И тот же пир для кровопийц.
К началу восхожу, - там во главе убийц
Стоит братоубийца Каин,
Нависла бровь его и жилы напряглись,
Рука тяжелая подъята,
Чело темно, как ночь, и в сонный образ брата
С кровавой жадностью зрачки его впились, -
Быстробегущий тигр, при этом выгнув спину,
Из лесу выглянул, остановил свой бег
И выкатил глаза на страшную картину -
И рад, что он - не человек!
И с той поры всемирное пространство
Багрится кровию, враждуют племена, -
И с той поры - война, война,
И каинство, и окаянство.
Война за женщину, за лоскуток земли,
Война за бархатную тряпку,
Война за золотую шапку,
За блестку яркую, отрытую в пыли,
И - чтоб безумия всю переполнить меру —
Война за мысль, за мнение, за веру,
За дело совести, - война из века в век!
О тигр! Возрадуйся, что ты - не человек!
Владимир Бенедиктов
Линия потомков Каина, как уже говорилось — это линия бунта. Однако самая большая проблема нашего мира заключается не в тех, кто нагло и откровенно дерзко бросает вызов небу и его принципам. Родословная Адама заканчивается еще одним, может быть не очень глубоким, но вселенски широким словом — потоп.
Переходя от контраста двух жизненных путей к рассказу о потопе, Моисей рисует страшную картину — падение верующих, падение сифитов до уровня жизни потомков Каина. В ней можно выделить несколько характерных деталей.
Во-первых, насилие. Моисей несколько раз повторяет слово которое до сих пор на ближнем востоке ассоциируется со страхом - «хамас» (в синодальном переводе звучит иначе). Земля наполнилась насилием. Источником насилия стали исполины — люди выделявшиеся большим ростом и силой. Движимые тщеславным желанием прославить свое имя (Моисей так и называет их - «анше хашем» - люди имени) они не останавливались ни перед чем. В результате, земля наполнилась насилием. Земля переполнилась нечестивыми людьми. Когда Ной (евр. «ноах») выпускает голубя и он не находит покоя (евр. «маноах»), Моисей рисует образ того, во что превратилась земля. Ной — это был последний «покой», приют, для Духа Божьего в допотопном мире. Остальные изгнали Его из своей жизни. Море не случайно в Писании служит образом нечестивых людей. В этом море насилия Бог не находит места, где найти покой. Почти не находит...
Во-вторых, отступничество. Исполины — люди выделявшиеся ростом и силой даже на фоне высокорослых допотопных долгожителей — появились не случайно. Известно, что если взять две линии одной и той же сельскохозяйственной культуры (кукурузы, тыквы — чего угодно) и в течение нескольких поколений не давать им скрещиваться (в результате чего они будут вырождаться, то есть уменьшаться в размере), а затем скрестить, то получится гиперскачок. Получившийся в результате плод будет почти вдвое превосходить по размеру своих предков. Это справедливо и для человеческой природы. И именно это произошло. Сыны Божии (потомки Сифа) стали вступать в брак дочерьми человеческими (потомками Каина). На протяжении нескольких поколений эти две группы людей жили обособленно. Теперь же они смешались. Результат — появились исполины. Это означает, что насилие, захлестнувшее землю, было результатом отступничества верующих людей того времени. Почти верующих людей. Они предпочли соблазн земного рая. И мир погиб...
В-третьих, посвящение. Мир погиб, однако Ной был спасен и стал вторым Адамом. Все мы потомки Адама, все мы потомки Ноя. Что же было особенного в этом человеке? Чем он так выделялся? Да, собственно, ничем… почти ничем. Ной, как и Енох, ходил с Богом. На фоне происходившего вокруг него всеобщего безумия не безбожников даже, а верующих, почти верующих, жизнь Ноя действительно выделяется. Жить иначе чем живет весь мир. Да что мир, церковь твоя! И при этом остаться человеком — это о многом говорит. Интересно, что Моисей ничего больше не сообщает о жизни Ноя. Как и о жизни Еноха, он сообщает нам лишь одну деталь — Ной ходил с Богом. Остальное — не важно. Ной — обычный человек, почти обычный...
Крайнее развращение безбожников и отступничество верующих привели мир к потопу, почти верующие были почти спасены, а почти обычному человеку было дано начать жизнь с нового листа, почти нового…
« Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:37).
«И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы". Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его". И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» (Мал.3:15-18).
Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат,
Кто б ты ни был, не падай душой.
Пусть неправда и зло полновластно царят
Над омытой слезами землей,
Пусть разбит и поруган святой идеал
И струится невинная кровь,-
Верь: настанет пора - и погибнет Ваал,
И вернется на землю любовь!
Не в терновом венце, не под гнетом цепей,
Не с крестом на согбенных плечах,-
В мир придет она в силе и славе своей,
С ярким светочем счастья в руках.
И не будет на свете ни слез, ни вражды,
Ни бескрестных могил, ни рабов,
Ни нужды, беспросветной, мертвящей нужды,
Ни меча, ни позорных столбов!
О мой друг! Не мечта этот светлый приход,
Не пустая надежда одна:
Оглянись,- зло вокруг чересчур уж гнетет,
Ночь вокруг чересчур уж темна!
Мир устанет от мук, захлебнется в крови,
Утомится безумной борьбой -
И поднимет к любви, к беззаветной любви,
Очи, полные скорбной мольбой!..
Семен Яковлевич Надсон