(Количество спойлеров к игре The last of us 2 в этой статье минимально, и о них я вас предупрежу, а вот к первой части игры спойлеров будет много, так что если еще сами не ознакомились с сюжетом игры, рекомендую пройти ее, и только затем вернуться к прочтению статьи)
Я слышал от людей поигравших в игру The Last of Us 2 высказывания, вроде "игра переворачивает с ног на голову события первой части, теперь все выглядит подругому, а я об этом даже не задумывался." Говорят что из Джоела во второй части сделали злодея. Кто-то даже обижается на игру, якобы за то что разработчики испортили их любимого персонажа, ведь в первой части он был таким добрым.
Серьезно? Это в каком моменте он был добрым? Я с такими высказываниями не согласен, и в этой статье я докажу вам следующее:
- -Джоел, это маньяк и псих
- -Старание делать меньше убийств в игре не имеет смысла
- -Джоел на самом деле, не любит Элли
Кстати, я так же веду ютуб канал, и у этой статьи есть видеоверсия, по этой ссылке
ДО ЭПИДЕМИИ
Кем Джоел был до апокалипсиса? Если коротко, то любящим отцом который заботится о дочери. Это правильно, но это не делает его по умолчанию хорошим человеком, вон диктатор из Far Cry 6 тоже заботится о сыночке, но на добряка он вовсе не похож. Уже в эпилоге есть момент, где когда герои пытаются уехать из города на машине, и какая-то семья на обочине просит им помочь, Джоел это игнорирует, хотя его брат Томми готов был их взять с собой. Этот фрагмент хоть и не большой, но уже отлично характеризует Джоела ни как добряка самаритянина, а скорее как лидера, который в первую очередь заботится только о своей группе. Но этот поступок вполне оправдан, и его не достаточно чтобы считать персонажа злым. Но добряком после этого его уже не назовешь.
КОНТРАБАНДИСТ И УБИЙЦА
Чем же он занимается спустя 20 лет после начала эпидемии? Он становится преступником. Контрабандистом. Доставляет нелегальный товар. Но это все еще не делает его плохим человеком. Почему? Да потому что скорее всего он просто вынужден заниматься такими вещами, чтобы выжить. Если изучать детали в игре, то легко заметить что людям живущих в зонах по соседству с Джоелом живется несладко, не смотря на то, что они ведут себя порядочно и соблюдают законы. Им часто просто есть нечего, и Джоел вполне мог бы просто не выжить, если бы не стал заниматься контрабандой. И у него это вполне неплохо получалось. Тем более он не стал скажем бандитом, киллером, или насильником. А просто занялся переноской товара из одной точки в другую. В сравнении с тем что творят другие люди в этом мире, это еще цветочки.
А вот дальше идут вещи уже гораздо более неоднозначные. Джоел убийца. Человеческая жизнь для него ничего не значит. Он не испытывает угрызений совести когда убивает, ему не становится плохо, для него убийство это обычное дело. Убивает он часто и много.
И тут кто-то возразит: "но ведь он убивает либо каких то конченых ублюдков, например бандитов, мародеров, людоедов, он убивает ради самозащиты, и вообще убивает не всегда он, а игрок, то есть существуют некторые сражения, где мимо врагов можно прокрастся без лишних убийств.
Давайте разберем, так ли это.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ В ИГРЕ МОЖНО ИЗБЕГАТЬ УБИЙСТВ?
Формально да. Есть редкие локации с врагами где как бы можно пройти почти никого не убивая. Но это ничего не меняет. Почему? Да потому что игра никак не мотивирует нас не убивать. Как это делают скажем игры Dishonored, или Metro 2033. Там, нас действительно мотивируют щадить врагов. Потому что там есть нелинейность, и если мы врагов щадим, то нам говорят какой мы молодец, и события игры начинают развиваться более благоприятно, и в итоге это даже влияет на концовку игры. Last of Us же полностью линейна, и все события всегда будут проходить идентично вне зависимости от ваших действий. Тем более игра мотивирует вас именно убивать, это прям заментно, смотрите:
- Большую часть локаций не пройдешь пока не уничтожишь всех врагов.
- Значительный элемент геймплея игры это исследование, а чтобы комфортно и полностью исследовать локацию, нужно чтобы никто из вражеских болванчиков не мешал, и что надо сделать? Правильно. Убить всех!
- Не убивать геймплейно просто неинтересно, стрелять и резать в игре гораздо приятнее чем прятаться за шкафами. Конечно в других играх убивать обычно тоже веселее чем не убивать, но там то это имеет смысл, вы получаете какой-то бонус за мирное прохождение. В Last of Us же наоборот, не убив врагов, в большинстве случаев вы просто не сможете нормально собрать все необходимые ресурсы с локации.
- И самое важное, Джоел не умеет оглушать врагов. Если мы врага захватили, или он сдается, у нас нету функции оглушить его, усыпить, вырубить, связать. У нас есть только одна функция - УБИТЬ. Понятно что в линейной игре нет смысла добавлять возможность оглушать врага, если это ничего не меняет по большому счету. Ясное дело, геймплейно это оправданно, но как же это оправдать сюжетно? Я по началу предполагал, что это оправдывается реализмом. Мол игра достаточно реалестичная, потому оглушать людей тут сложно, и Джоел просто не умеет и не может оглушать людей, так как убить для него проще, быстрее и безопаснее.
Но углубившись в вопрос я понял что дело далеко не только в этом. Джоел на самом деле просто маньяк и садист, и ему нравится убивать людей. Такое в реальной жизни случается, когда человек убивает первый раз и ему начинает нравится. Это довольно популярное психическое отколнение, часто всетречается например у военных которым приходится убивать по работе. Я вам больше скажу, практически в каждом человеке, особенно мужского пола, есть желание причинять кому то боль, насилие, это что то вроде инстинкта который заложен в нас еще с первобытности, но адекватный человек может это контролировать. Но удовлетворять потребность в насилии как то надо, и мы делаем это например через видеоигры, для этого туда и добавляют столько жестокости (тема для отедельной статьи). И мою догадку, что Джоелу нравится убивать, подтверждает зверское убийство им двух пленников которое происходит ближе к концу игры, но не будем забегать вперед, давайте по подядку разберем..
Кого именно убивал Джоел
(Зараженных в счет не берем, они уже не люди, убивать их можно и нужно. Касаемо людей)
Бандиты
Первыми в игре мы убиваем охранникова бандита, который украл у Джоела и Тесс товар. И вроде все понятно, они сами пошли к нему на службу, и сами виноваты. Можно сказать конечно что это обычные люди, им просто нужны деньги, и умирать за это они не хотят. Но в тоже время как только они увидят Джоела они начнут стрелять, так что жалко их не особо. Хотя есть одна деталь, Джоел и Тесс начали стрелять первыми, в то время когда охрана пыталась решить все словами. Да, угрозами и оскорблениями, но без насилия и смертей, в отличии от наших героев. Хоть фактически выстрелила Тесс а не Джоел, тем не менее он никак ей не препятствовал и не осуждал, а значит он это поддержал, так что уже стоит задуматься.
Законники
Затем Джоел вместе с Элли успешно сбегают из зоны, и убивают уже полицейских. Или как правильно их называть? Ну скажем законников. Злые слуги диктаторского режима, которые сажают тебя в изолятор за любую провинность, самых активных нарушителей расстреливают, и в целом кошмарят жителей. Но а что если по другому нельзя? Что если без всей этой строгости, диктатуры и талонов на еду выжить в том мире просто нельзя? Эти люди фактически просто пытаются поддерживать контроль и порядок в зоне, они убивают зараженных, охраняют население, то есть они скорее хорошие ребята. И джоела с компанией они хотели просто арестовать, а не убить, до того как тот опять же сам не пролил первую кровь.
После Джоел натыкается на бандитов, и их он так же расстреливает пачками. Но тут все в порядке, этих животных даже при большом желании оправдать нельзя. Они не просто грабят, а убивают чуть ли не каждого встречного им человека. Ради чего? Да просто ради ботинок, или даже ради забавы. Смерть они точно заслужили.
Людоеды
Ближе к концу на нас нападают люди Дэвида. Это которые людоеды. Те впринципе тоже начали стрелять первыми, обижали Элли. Хотя они ведь сначала пытались с ней договорится, завербовать, но она сама на них напала и спровоцировала. Но тем не менее, Джоел убивал их только чтобы спасти Элли, разве это его не оправдывает? Да. Если бы не одно но. Помните момент, когда он берет двух пленных? После допрашивает. Они все рассказывают, и затем Джоел их жестоко убивает. Такое уже оправдать невозможно. Если до этого можно было сказать что Джоел убивает для защиты, ведь другого выхода нет, то тут он убивает.. не знаю, просто ради забавы, и становится понятно кто он на самом деле
Но может он убил их чтобы отомстить за то что они обидели Элли?
Нет, на тот момент он не знает обижал кто-то Элли или нет, и вообще что с ней, тем более конкретно эти двое пленных ничего плохого Элли не сделали, а даже наоборот помогли Джоелу ее найти, так что они не виноваты
Может он убил их чтобы они за ним не пошли и не отомстили?
Нет, они были сильно ранены, да и можно было просто их связать или оглушить, но нет, он их убивает потому что он маньяк. И заметьте что он убил их с особой жестокостью используя холодное оружие, а мог бы просто пустить им по пуле в голову.
Может пули экономил?
Ага, видимо по этому в остальных катсценах персонажи эпично добивают всех выстрелами в голову.
Цикады
И последние кого мы убиваем из людей в игре, это цикады. События в последней главе первой части, это по сути кульминация всех плохих поступков Джоела. Он снова нападает первым и убивает кучу народу чтобы спасти одну девочку. Одну жизнь в замен на жизни тысяч которые могла бы спасти вакцина.
Помимо вооруженных бойцов Джоел убивает минимум одного безоружного врача. Ну, то есть врач конечно сам встал у него на пути и схватил хирургический нож, но блин, Джоел же здоровый детина, мог бы просто например, руку там ему сломать, но нет. А зачем его было убивать? Правильно, потому что как раньше было сказано Джоел маньяк.
СЕКРЕТНЫЙ ДИКТОФОН КОТОРЫЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ
Недавно услышал про такой прикол, что люди на форумах писали что мол в игре можно было найти диктофон, в котором говорится о том, что цикады уже находили людей с иммунитетом, и попытки извлечь из них вакцину не увенчались успехом. Многие используя это утверждение оправдывали поступок Джоела. Но дело в том что это был вброс, и на деле в игре никакого диктофона не было. То есть люди буквально исказили свои воспоминания, заменили их на ложные, чтобы выгородить Джоела. Но стоп. Вообще зачем людям оправдывать вымышленного игрового персонажа? Да потому что создатели Last of us это чертовы гении. Они так грамотно поставили катсцены, диалоги, и добились такой высокой эмпатии игрока с персонажем, что многие на протяжении игры, просто не замечали или игнорировали все зло которое творит Джоел. Или у кого то была другая реакция. Я сам лично почти с начала игры понимал что играю за плохого парня, но тем не менее я как бы оправдывал его поступки, и эмпатия с ним у меня тоже была такая не хилая, ровно до событий с двумя пленниками и концовкой которые вместе заставили меня долго негодовать. Но сейчас, спустя время, я уже расслабился, и стал бомбить меньше, ведь как я понял разработчики так и задумывали, вызвать эмоции. И они их вызвали. Да и тем более если бы Джоел не сделал того что сделал, то неначем было бы строить продолжение.
И каким бы ужасным небыл поступок Джоела, его можно понять, ведь он все это сделал лишь ради того чтобы спасти любимого человека. Или нет?
ЛЮБИТ ЛИ ДЖОЕЛ ЭЛЛИ?
Казалось бы ответ очевиден, конечно да! Но это не совсем так. Давайте вспомним какая у героя мотивация, зачем он протащил ее через всю страну? Изначально он просто хотел получить с этого прибыль, но когда он узнал истинное предназначение Элли, он поверил в идею создания вакцины, и решил довести дело до конца, тем более это было предсмертное желание его напарницы Тесс. А в процессе пути они сблизились, и они стали вроде как отец и дочь.
Когда я только знакомился со вселенной, меня по началу удивляло то, что между героями не было вообще никаких романтических отношений. Вроде бы все к этому располагает, два персонажа, разного пола, путешествую вместе около года, помогают друг другу, защищают, обычно это должно сближать, особенно когда есть шанс умереть в любой день. Но ничего подобного в игре не было. Но потом все вроде как прояснилось, оказалась что элли лесбиянка, а Джоел, ну.. по началу я полагал что у него просто фетиш только на старух, либо у него какая-то психическая травма после пережитого изза которой он просто боится заводить новые отношения.
Но как оказалось дело в другом, ведь Джоел увидел в элли свою новую дочурку. Это конечно на прямую не проговаривается, но ближе к концу игры это становится очевидно. И казалось бы все нормально, ведь у Элли нету родителей, и ей самой это нужно, но ведь нет же. Ей нужен близкий человек который будет вместе с ней, будет поддерживать и помогать. Ей нужен друг, но не папочка. Хоть ей на тот момент 14, все равно она уже не ребенок, а скорее подросток, тем более в таких условиях детям приходится взрослеть быстрее, так что точно можно сказать что она уже достаточно взрослая. И уж точно не нуждается в заботе и контроле как семилетний ребенок, ей нужна свобода и уважение ее интересов. И если бы Джоел любил ее по настоящему, он бы хотел для нее самого лучшего. Но он не любит ее так как мы любим в привычном понимании. Он ее любит очень своеобразно, скорее как вещь а не как человека. И заботится он о ней как бы не ради нее а ради себя.
До эпидемии у него была дочь которая погибла, и Джоел пытается вернуть те ощущения из прошло, по сути заменить свою дочь на элли, чтобы он снова мог почуствовать себя заботливым отцом, и они стали крепкой настоящей семьей. И для него важнее именно его эгоистичные потребности, чем потребности Элли.
Откуда такие выводы?
Давайте взглянем на концовку игры. Самую заключительную часть, уже после того как Джоел перестрелял цикад и спас Элли, они идут в город Джексон, и Элли спрашивает: "А что собственно произошло?" И Джоел ей врет. А разве можно лгать близкому человеку, которого любишь по настоящему? Любой нормальный человек ответит: Нет! А почему он врет? Потому что знает, что если скажет правду, и Элли узнает что натворил Джоел, она скорее всего перестанет относится к нему как к папочке и конец их семейным отношениям которые так нужны Джоелу. А еще хуже, что Элли узнав правду, сама сможет сделать выбор, того что ей нужно. А именно: решить, хотела бы ли она пожертвовать собой ради спасения тысяч людей, или нет. И если что, просто вернутся к цикадам, и уже завершить начатое.
Во второй части мы узнаем что -СПОЙЛЕР- Джоел убил единственного человека который мог бы сделать вакцину, и иммунитет Элли уже не имеет смысла, но в первой части то мы этого не знали. И вообще, у Элли никто не спрашивал, хочет она или не хочет отдавать свою жизнь за лекарство. Хотя стоило, ведь если бы ей сказали правду, то она скорее всего бы согласилась. -СПОЙЛЕР- Это так же становится практически очевидно по диалогам из второй части. И возможно, элли смогла бы убедить Джоела не спасать ее, и все бы кончилось хорошо, но автор задумал чтобы все кончилось плохо, и пусть поступки Джоела ужасны с точки зрения морали, эти поступки запустили цепочку событий, на которых сформирован сюжет второй части, это круто. И понятно что все случилось именно так для того чтобы сюжет был более интересный и неоднозначный. Этой статьей я хотел лишь донести, что не стоит обанывать себя говоря что Джоел хороший человек и поступал правильно.
Вторая часть полноценно показала что натворил Джоел, и какие у этого поступка были последствия. Но все это было понятно еще и до в первой игре, просто это не было на столько очевидно.
Джоел, это главный злодей в этой игре, и в большинстве ужасных событий которые просиходят в этом вымышленном мире виноват именно он. Пора бы это признать.
А как вы относитесь к Джоелу? Пишите в комментариях согласны вы со мной или нет. Можете написать еще какие то доводы того что Джоел зло, если я что то упусти. Если не согласны, пишите почему, и что именно я сказал неверно. Сюжет игры не так однозначен, серая мораль, все дела, и я уверен найдутся люди с разной позицией, и в целом можно пообсуждать персонажа и игру. Все коменты я читаю, и на многие отвечаю.
Если понравилась статья, не забудьте оценить ее видеоверсию