Казалось бы, многие понимают, что собой представляет состояние человека, которое по своим признакам попадает под понятие «социальной апатии», т.е. утрата интереса человека к жизни, окружающей действительности, крушением мечтаний и надежд на будущее. Кратное увеличение количества таких граждан в обществе подобно эпидемии и должно восприниматься государством как серьезный вызов т.к. поражает целые социальные группы населения, убивая в них главный показатель здорового общества - социальную активность. Однако, судя по последним событиям в России, государство своими действиями явно стимулирует пассивность и равнодушие населения к происходящим процессам. И это понятно: в целях удержания власти, политическая элита, таким образом, пытается бороться с крайними формами социально-политической активности - политическим радикализмом, способным привести, в конечном итоге, к массовым выступлениям, либо очередной революции. Но у такой политики есть и другая сторона. В условиях участившихся репрессий, отсутствие духовных скрепов и подмена их лживой идеологией, падение социального уровня населения обязательно приведет к взрывному росту социальной апатии, выбивая из граждан проявление всякой активности. С таким населением очень сложно будет выстраивать траекторию развития, т.к. психология «выживальщика» не приемлет принципов развития «успешного человека».
С моей точки зрения, в условиях социальной апатии общества, сменить действующую власть проще, чем идти путем совершения насилия и всякого рода революций. И исторический пример этому есть – Индия, которая в начале 20 в. по предложенной Махатма Ганди стратегии «Сатьягра́ха» ( «стояние в истине») освободилась от английского колониального господства и стала независимой и суверенной страной. Суть стратегии заключалась в следующем: Махатма Ганди предложил всему индийскому народу отказаться от покупки и пользования английскими товарами, не устраиваться в органы власти к английским работодателям на работу, разговаривать только на своем языке и жить по своим традициям и обычаям. Таким образом, весь индийский народ просто стал игнорировать английские власти, прекратил общение с их органами, перестал покупать и пользоваться их товарами, что в конечном итоге заставило Англию уйти из Индии. По сути это была акция народного гражданского неповиновения, выраженная в абсолютном бездействии, за которое невозможно даже наказать. В этой тактике больше плюсов, чем минусов. Во-первых, никакого насилия и отсутствие жертв. Во-вторых, невозможность применения массовых репрессий и ликвидации лидеров движения, в связи с их отсутствием. В третьих, мощный информационный эффект, который обязательно привлечёт внимание всего мирового сообщества и понудит власти менять политический и экономический курс.
Призывы всех без исключения политических партий России по обязательному участию в выборах, как пример, направлен именно на то, чтобы избежать варианта стратегии «Сатьягра́ха» ( «стояние в истине»), как мощнейшего механизма свержения власти. Что касается самого голосования, то современные выборные технологии повернут варианты.