Эдуард Иванович Тотлебен родился 20 мая 1818 года[1] в Митаве (ныне латвийский город Елгава) в семье обедневшего немецкого дворянина, ставшего в России купцом 3-й гильдии. С детства мальчик проявлял интерес к чертёжному делу, архитектуре и строительству, самостоятельно изготовляя макеты крепостей, военных укреплений и зданий.
Видя серьёзность увлечения сына, отец в 1832 году отдал Эдуарда в Главное инженерное училище Петербурга. После его завершения поручик Тотлебен был зачислен в Рижскую инженерную команду, а затем в 1842 году переведён в учебный сапёрный батальон.
Талантливый офицер быстро обратил на себя внимание военного инженера генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера, который приобщил Эдуарда Ивановича к работам в сфере подземной минной войны. За разработку принципиально новой трубной контрминной системы, направленной на борьбу с подземными минными галереями противника, Тотлебен был удостоен ордена Святого Станислава 3-й степени.
В 1847 году Эдуард Иванович отправился на свою первую военную кампанию – в горные районы Дагестана и Чечни. За неполные три года участия в боевых действиях капитан Тотлебен своими профессиональными действиями обеспечил успешные штурмы хорошо укрепленных горных аулов Салты, Гергебиля и Ахты.
Благодаря минным галереям, брешь-батареям и передовым параллелям, установленным военным инженером, передовые позиции и специальные оборонительные сооружения горцев были приведены в полную негодность или полностью разрушены.
Эдуард Иванович за весомый вклад в победу над отрядами Шамиля в 1847-49 гг. был пожалован орденами Святой Анны 3-й степени и Святого Владимира 2-й степени. По возвращении в Петербург Тотлебен до 1851 года служил адъютантом у генерала Шильдера, после чего был назначен начальником инженеров Гвардейского и Гренадерского корпусов.
С началом Крымской (Восточной) войны подполковник Тотлебен был направлен в главную квартиру Дунайской армии. Главнокомандующий сухопутными и морскими силами в Крыму – бездарный, своенравный и завистливый генерал А. С. Меншиков принял военного инженера с холодной надменностью и даже хотел отослать его.
Однако уже в первую половину 1854 года Эдуард Иванович доказал свою профессиональную пригодность, составив блестящий план осады и разрушений укреплений крепости Калафат, а затем практически полностью уничтожив форт Араб-Табия – ключевую цитадель системы укреплений Силистрии.
С началом осады Севастополя Эдуард Иванович был направлен в город для приведения в порядок береговых укреплений. Прибыв на место, Тотлебен сразу же убедился, что главная база Черноморского флота практически не готова к длительной осаде и бомбардировке.
Прямо на ходу под вражескими ядрами и пулями инженер-полковник приступил к срочным мероприятиям по повышению обороноспособности Севастополя. Тотлебен в срочном порядке расширил фронтальную позицию Северного сектора и заново воссоздал оборонительную линию на южной стороне.
Поскольку на возведение мощных и правильных укреплений времени и средств было недостаточно, Эдуард Иванович создал сеть опорных оборонительных пунктов, защищаемых полевыми и береговыми артиллерийскими батареями. Все эти пункты соединялись между собой при помощи траншей. Таким способом все подступы к городу оказались перекрыты сетью фронтальных и фланговых оборонительных позиций и укреплений.
Англичане, французы, турки и сардинцы не спеша готовились к «правильной осаде», намереваясь взять беззащитный город за пару недель. Когда же союзники пошли на первые пробные штурмы, то неожиданно для себя наткнулись на отлично подготовленную и хорошо укрепленную русскую оборону.
В кратчайшие сроки Тотлебен привёл полный порядок бастионы №№ 1-7, траншеи и батареи Малахова кургана. По его приказу были возведены дополнительные редуты и укреплены Кладбищенские высоты. Адмирал Владимир Алексеевич Корнилов с восхищением оценил кипучую деятельность главного инженера: «В неделю Вы сделали больше, чем прежде иные делали за год». Другой прославленный адмирал Павел Степанович Нахимов и вовсе часто повторял лаконичную фразу: «Без Тотлебена мы давно бы уже пропали-с!».
Не имея возможности взять Севастополь приступом, противник был вынужден приступить к длительной осаде и бомбардировке. Городские укрепления выдержали все прицельные и рассеянные бомбометания врага. Пришлось британцам и французам попытать счастья в подземной войне. Однако предусмотрительный Эдуард Иванович был готов к такому повороту событий и заранее подготовил сеть контрминных галерей.
В июне 1855 года Тотлебен был ранен в ногу, но до последней возможности оставался в Севастополе, лично руководя восстановлением разрушенных укреплений и возведением новых. Однако состояние здоровья инженера скоро ухудшилось, и его пришлось эвакуировать. За свою профессиональную деятельность и отличия при обороне Севастополя Эдуард Иванович был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в чин генерал-майора.
Не долечившись до конца, Тотлебен отправился в Николаев для усиления его обороноспособности на случай возможного нападения вражеского флота и десанта. За два месяца инженер укрепил береговые линии, заложил новые траншеи и батареи для защиты верфей, адмиралтейства и портовых складов.
Эдуард Иванович предложил возвести принципиально новую систему фортов с промежуточными артиллерийскими позициями, к которым должны подходить железные дороги. К огромному сожалению, прогрессивные идеи Тотлебена не нашли одобрения и понимания у николаевских бездарей, занимавших высокие посты в военных министерствах и ведомствах.
За участие в Крымской кампании и выдающийся вклад в оборону Севастополя Тотлебен в 1855 году получил орден Святого Георгия 3-й степени и чин генерал-адъютанта. В 1856 году ему был пожалован орден Святого Станислава 1-й степени. Король Нидерландов наградил русского генерала-инженера Военным орденом Вильгельма.
После завершения Крымской войны Эдуард Иванович два года находился за границей. Он лично и скрупулёзно ознакомился с организацией военно-инженерного дела во Франции, Бельгии, Голландии, Пруссии. В 1859 году Тотлебен был назначен директором Инженерного департамента Военного министерства.
Вскоре началась столь насущная военная реформа, проводимая по инициативе военного министра Д. А. Милютина и императора Александра II. В преобразованиях, касающихся повышения обороноспособности своей державы, активно участие принял и Эдуард Иванович. Он, занимая должность председателя артиллерийской инженерной комиссии занимался перевооружением российских крепостей и фортов новейшими нарезными орудиями. Тотлебен также усилено работал над реорганизацией инженерных частей.
С 1863 по 1869 гг. он активно занимался мероприятиями, направленными на усиление оборонительных возможностей крепостей, имевших стратегическое значение – Кронштадта, Свеаборга, Выборга, Динабурга, Киева (Лысогорского форта). В 1868 году Тотлебену был присвоен чин инженер-генерала, что соответствовало званию полного генерала других родов войск.
В 1871-75 гг. инженер-генерал Тотлебен занимался разработкой новой системы оборонительной линии вдоль Западной границы Российской империи. Ключевыми опорными пунктами этой линии стали крепости Брест-Литовск, Ковно, Белосток, Гродно, Дубно, Проскуров, Новогеоргиевск, Ивангород, Варшава, Осовец, Рига, Ямполь, Очаков.
За свои военно-инженерные достижения и высокий вклад в укрепление обороноспособности Российской империи Эдуард Иванович был достойно награждён. За двадцать лет, прошедших со дня окончания Крымской войны, Тотлебен стал кавалером сразу нескольких высоких российских орденов – Святого Александра Невского с алмазными знаками, Святой Анны и Святого Владимира – оба 1-й степени, Белого Орла.
В свете обострений противоречий с Турцией в 1876 году Эдуард Иванович был назначен главным распорядителем по обороне Черноморского побережья. В кратчайшие сроки оборона Керчи, Очакова, Одессы и Севастополя была приведена в полную боеготовность.
Тотлебен стал одним из героев русско-турецкой войны 1877-78 гг. Благодаря осадным мероприятиям, осуществленных генералом-инженером, главный оплот турецкой обороны в Болгарии – крепость Плевна (сегодня город Плевен), считавшаяся неприступной, была взята в крайне малые сроки.
Трижды русские войска штурмовали твердыню, всякий раз отступая с ощутимыми потерями. Эдуард Иванович прибыл под стены Плевны в конце сентября 1877 года. Тотлебен решил добиться капитуляции крепости, организовав её полную блокады с разрушением оборонительной системы.
Осадное кольцо было разбито на шесть секторов, каждый из которых включал в себя сеть окопов, траншей, ходов сообщений, дорог и телеграфных линий. Грамотно расставленная артиллерия с первых залпов начала крушить редуты и бастионы Плевны.
10 декабря крепость капитулировала. В плену оказались 10 турецких генералов (пашей, в том числе – командующий Осман-паша), 128 штабных и 2000 старших офицеров, 41 200 солдат и нижних чинов. В руки россиян попали 88 орудий, 7 знамён и весь арсенал.
За решающий вклад в захват Плевны генерал Тотлебен был пожалован орденом Святого Георгия 2-й степени, а по случаю полной победы над Турцией – орденом Святого Андрея Первозванного и титулом графа. По окончании войны Эдуард Иванович командовал русскими войсками, расквартированными в Болгарии. В 1880 году он стал военным губернатором Вильно, Гродно и Ковно с прилегающими областями.
Осенью 1882 года Тотлебен вышел в длительный отпуск по состоянию здоровья, которое стало резко ухудшаться. 1 июля 1884 года в курортном городке Зоден близ Франкфурта-на-Майне 66-летний Эдуард Иванович Тотлебен скончался в результате повторного инсульта. Останки его были перезахоронены на Братском кладбище в Севастополе.
Российские и зарубежные военные специалисты считали Тотлебена лучшим военным инженером своей эпохи, часто сравнивая его со знаменитым французским маршалом де Вобаном. За свою длительную карьеру Эдуард Иванович стал кавалером 15 наиболее почётных и высших иностранных орденов и медалей, полученных от Голландии, Пруссии, Бразилии, Испании, Бельгии, Персии, Австрии, Германии, Сербии, Черногории и Дании.
«Тотлебен не обладал умом теоретика, это был по преимуществу ум-практик. Все соображения его подчинялись строгому расчету. При таком складе ума и дарований Тотлебен не сделал новых шагов и открытий в инженерной науке, но он умел только с необыкновенным искусством пользоваться обстоятельствами и применяться к ним», - так охарактеризовал Эдуарда Ивановича его главный почитатель и биограф Николай Карлович Шильдер.
[1] - даты в тексте приведены по новому стилю.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)