Сегодня получил свои шесть экземпляров коллективной монографии «Опыт — квинтэссенция знания».
Получил из рук Светланы Валерьяновны Тимофеевой — это она в качестве ответственного редактора довела до типографии недоделанный проект. Сборник делали долго — тексты выступлений на заседаниях Красноярского отделения философского общества собираются сразу же, и обычно руководитель семинара Владимир Юрьевич Колмаков по итогам года всегда выпускал книгу. Так образовалась уже серия «Библиотека актуальной философии», логотипчик которой мы поместили и на обложку данной книги. Однако в этот раз что-то В.Ю. Колмакову помешало, потому «закрывали гештальт» коллективными усилиями.
Содержание сборника невелико — всего семь авторов. Тексты даны в авторской редакции.
Предисловие и заключительную статью писала С.В. Тимофеева, актуализацию теме придает текст В.Ю. Ховеса «Духовный опыт политики», интригующе звучит название статьи Н.М. Дралюк «Опыт психоза (или о некоторых тайнах психики). Последнее не должно удивлять, поскольку монография формировалась под эгидой кафедры философии Красноярского медицинского университета им. В.Ф.Войно-Ясенецкого. А, кроме того, как мы знаем, расстройства психики всегда привлекали внимание философов (например, у Дмитрия Галковского много интересных рассуждений о психопатии). Кстати, напомню, что Красноярский медицинский университет носит имя Войно-Ясенецкого не случайно. Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) в годы войны работал в красноярских госпиталях (он ведь был хирургом), а одновременно служил в церкви при Николаевском кладбище и читал лекции в Красноярском мединституте (ВУЗ был в Красноярск эвакуирован из Ленинграда). Моя мама как раз там училась и ей запомнился яркий момент из лекций профессора — спор на паранаучную тему о животном магнетизме... У меня есть книга В.Ф.Войно-Ясенецкого, Наука и религия. Дух, душа и тело (сборник) и я часто к ней обращаюсь. Так что наша сборная монография продолжает старинную традицию.
Моя статья в книге так и называется — «Дух на практике», написана в жанре рассказа, то есть — философского диалога. О том, как я зачитывал эту статью на заседании Философского общества, есть видеозапись (кстати, Светлана Тимофеева там тоже выступает — с 29 минуты есть фрагменты и её доклада и общее обсуждение). То заседание РФО состоялось 21 февраля 2019 года — так что прошло всего-то полтора года... Видео вы можете посмотреть на моем ютьюб канале, а текст статьи публикую здесь.
ДУХ НА ПРАКТИКЕ
Цитирование:
Полуян П.В. Дух на практике // Опыт – квинтэссенция знания. – Красноярск, 2020. – С. 35–42.
Фирма «U-Top» получила от университета заказ снять фильм по произведению английского философа Джорджа Беркли. Меня пригласили в качестве консультанта. Предварительный разговор по телефону прояснил суть дела, детали решили обговорить при личной встрече в студии.
- Факультет философии хочет, чтобы диалоги из трактата Беркли «Три разговора» мы инсценировали в английских интерьерах XVIII века. Это можно организовать, - продюсер сделал паузу и внимательно оглядел офис, как будто зеркальные шкафчики и зеленое полотно хромакея вдруг превратились в шифоньеры и гобелены.
Я посмотрел на жалюзи и скромно заметил:
- Потребуются парики и мантии.
- Ну, да... - Николай повертелся в кресле и опять уткнулся в блокнот. Молодой продюсер изображал деловитость, а режиссер, сидящий чуть поодаль на черном пуфике, скромно помалкивал.
- Кстати, - продолжаю информирование, - Беркли было всего 25 лет, когда он стал известным философом. Молодой священник рано прославился, дружил со знаменитым писателем Свифтом, и как герой Свифта путешествовал, правда, не в Лилипутию, а в Америку - хотел там построить
учебное заведение для индейцев и колонистов, сейчас его имя носит город в Калифорнии, где расположен знаменитый университет.
- Вот как? Мы не знали. - Николай проявляет интерес, откидывается на спинку кресла, и переглядывается с напарником - Вообще-то мы про этого философа раньше не слышали. Он до сих пор знаменит?
- Более чем. В Советской России о нём знали все, кто изучал официальную идеологию. Ленин целую книгу посвятил критике Джорджа Беркли, отчитывал тех русских революционеров, которые увлеклись модным тогда позитивизмом. Позитивизм вырос из доктрины Беркли, а ирландский епископ выступал в защиту религии, вот Ленин и стыдил своих соратников - они ведь считали себя научно мыслящими.
- А сейчас наши философы в Бога уверовали! - подаёт голос режиссер. У него, явно, имидж ироничного скептика и он счёл нужным это продемонстрировать. Продюсер урезонивает коллегу:
- Сергей! Нам надо понять, чего от нас хотят. Поэтому мы и пригласили Павла. Потом ведь придется всё объяснять актерам... Нам дали текст, - он указывает на пачку листов на столе, - По-моему контент несколько скучноват.
Я достаю из сумки тонкую книжку в сероватой обложке:
- У меня тоже есть текст, советское издание 37-го года. Парадокс! В СССР расстреливали троцкистскую оппозицию, а в тот же год массовым тиражом издали «философского вредителя» Беркли. - Я смотрю на Сергея, ожидая шутки, но он просто качает головой. - Что касается скуки, то ведь потому и решили экранизировать, чтоб стало интересно.
Николай увёртывается:
- Я имею в виду, что философией трудно заинтересовать современную молодёжь. Викторианская Англия в далёком прошлом! - он путается в эпохах.
- Не соглашусь. Сейчас, например, один русскоязычный выпускник философского факультета калифорнийского университета ведет популярные стримы на «Твиче». Правда, он там вещает о философии с помощью сниженной
лексики, но получается увлекательно... Во времена Беркли, конечно, компьютеров не было. Но, знаете, этот философ в определённом смысле предвидел их появление...
- Это как? - молодые люди глядят на меня недоверчиво.
- Представьте, что ваша душа - просто пользователь мозгового био-компьютера, а все то, что вы видите - не более, чем картинка на внутреннем мониторе. Такова, вкратце, идея философа.
Режиссер соображает первым:
- То есть я вас вижу не прямо глазами, а в виде изображения в моем мозгу? Типа того, что глаза - периферийные фото-моргалы, а сигнальчик от них подвергается программной переработке и превращается в картинку?
- Именно так. Визуальная картина создается после обработки информации, она не прямо проецируется в нашу голову, а конструируется в био-компьютере мозга по определенным правилам. Например, происходит окрашивание изображения в разные цвета. Так, что в создании визуального изображения участвуют данные, хранящиеся в сознании - воспоминания об осязательных ощущениях, о движении в пространстве, о различии размеров. А главное - переработка информации осуществляется на основе операционных алгоритмов и программ.
- Но откуда в мозгу берутся программы для переработки?
- Полагаю, что Беркли сказал бы - от Бога. Впрочем, его философия не столь проста. Он утверждал, что в понимании этих когнитивных штучек без Бога не обойтись.
Режиссер Сергей, наконец, нашёл предмет для иронии, но волнуется - то расстёгивая, то застёгивая пуговицу на воротничке рубашки.
- Всемогущий Бог нас запрограммировал! А мы - пользователи - профилактикой пренебрегаем, и наши компьютеры зависают. Вот у некоторых и «едет крыша»!
Не улыбаюсь, но решаю поумничать:
- Хуже того: есть ещё и компьютерные вирусы. Попадет такой вам в голову - берегитесь!
Продюсер роняет так и незажженную сигарету, а Сергей открывает рот.
Я поспешил успокоить друзей:
- Вы не волнуйтесь, у профессионалов всегда есть хорошая антивирусная защита.
Ребята выражают эмоции двумя словами из трех букв и постепенно успокаиваются. Мы выпиваем по банке пива, которые продюсер извлекает из холодильника, скрытого в тумбочке с правой стороны.
Гностики-агностики, фрики и орфики, философия и софофилия...
Николай снял свою карнавальную форму, встал, подвигался, затем уселся на край стола и сказал:
- Вы нас дурачите. Никаких вирусов нет, и человек не компьютер.
- Не понимайте так буквально. Разум человеческий - это, конечно, не простое программное обеспечение. Но, согласитесь, когда ум на практике оперирует с цифрами, там явно работает некий калькулятор, а когда вы что-то запоминаете или извлекаете из памяти - действует некая элементарная программа. Аналогично, когда вы осматриваетесь, образы предметов распознаются без участия разума - вполне автоматически. Что касается вирусов, то они, к сожалению, есть. Хотите поподробнее?
Парни покорно кивают.
И я рассказываю ужасный сюжет...
В апреле 1861 года на заседании Парижского антропологического общества царил ажиотаж. Ученые сгрудились вокруг анатомического стола, на котором лежал труп. Врачи заглядывали по очереди в открытый череп мертвеца - его мозг таил разгадку научной проблемы. Больной при жизни страдал речевой афазией - не мог правильно связывать слова, речь его была невразумительна и запутана. И вот теперь нейрофизиолог Пауль Брока демонстрирует свое открытие: в мозге больного он обнаружил обширные размягчение на поверхности левого полушария. Теперь все ясно: такие
психические нарушения как афазии - когда человек вдруг теряет способности говорить, писать-читать, перестает узнавать знакомых, когда у него отказывает память или, когда он утрачивает способность счета, - все это можно объяснить физическими разрушениями мозга в результате болезни, отравления или травмы...
Шло время, появились вычислительные машины, успешно моделирующие простейшие интеллектуальные функции. И вот неожиданно выяснилось, что сбои в работе компьютера не всегда связаны с дефектом микросхем, гораздо чаще причина коренится в программном нарушении. А еще виновником бывает вирус, занесенный в компьютер извне. К ужасу ученых, оказалось, что в индустриально развитых странах афазии приобрели характер эпидемий, как будто люди, повседневно находящиеся под воздействием телекоммуникаций, подхватывают заразу.
Получается, что в информационном пространстве циркулируют некие программные блоки - ноовирусы. Они попадают в мозг ребёнка или взрослого человека и, если его «антивирусная» защита не срабатывает, - появляется психическое нарушение, не сопровождаемое органическим поражением мозга. Это выражается в нарушениях элементарных интеллектуальных функций, стирании памяти, алогичных поступках, в прерывании целесообразных действий - «зависании», в немотивированной агрессии и т.п. При этом, человек, зараженный ноовирусом, может даже ощущать, что внутри него действует нечто, препятствующее нормальной работе мозга. Так было всегда, но современное развитие информационных технологий и телекоммуникаций сделало ситуацию чрезвычайной. Раньше ноовирусы «просеивались» через множество работающих нейрокомпьютеров в умах людей, уничтожались там с помощью антивирусных программ. Сейчас размножению ноовирусов, их распространению способствуют достижения технической цивилизации.
Я замолчал. Продюсер слез со стола и вернулся в директорское кресло. Его мышление не загружено ноовирусами, он быстро соображает. Ясно видно, как в его голове рождается сенсационный сюжет.
- И вы хотите сказать, что вся эта теория - вывод из «Трёх разговоров» философа-идеалиста Беркли?
- Да, без его философии здесь не обойтись. Можно сколько угодно философствовать о душе и духе, но начинать надо с элементарных ощущений, которыми наше сознание обогащается из внешнего источника. С Беркли и начался так называемый английский сенсуализм. «Сенсус» - знаете, что это такое?
Николай пытается шутить, мол, про «битву экстрасенсов» он знает, а так - нет...
Я вижу, что режиссер призадумался, и обращаюсь к нему:
- А вы что думаете, Сергей?
- Вспомнил фильм «Матрица», где люди были подключены к компьютерной системе и все их ощущения моделировались программой. Они думали, что живут в реальном мире, но все было иллюзией...
- Фильм сделан строго по философии Беркли, но с точностью до наоборот. Ведь ирландский епископ считал, что мы «подключены» к Богу, а в голливудском триллере вместо божества - адские компьютерные чудовища. Это ближе к философии француза Рене Декарта, который выражал сомнение, дескать, вдруг всё, что я вижу, внушено мне неким злокозненным демоном? Декарт ведь не только придумал систему координат, он изучал устройство глаза и мозга, он считал, что, если мозг управляет телом, кто-то должен управлять мозгом - он полагал, в шишковидной железе посередине полушарий сидит душа, мол, она и управляет всем... А сейчас физик Роджер Пенроуз и нейрофизиолог Стюарт Хамерофф придумали так называемое Квантовое сознание (Quantum Mind) - внешний квантовый компьютер, базирующийся на электронной суперпозиции в микрососудиках нейронов. Правда, гипотеза пока маргинальна, но в кино её уже показали: был недавно такой фильм «Превосходство» с Джонни Деппом в главной роли, оригинал называется «Transcendence» - так что философская трансцендентность не только у Канта, но и в телевизоре.
- Ну, вы загнули... - как-то неуверенно произносит Сергей. А после спрашивает, - Я тут подумал вот что... Фильм, конечно, выдумка, но ведь галлюцинации реально бывают, есть и наркотические глюки.
- Совершенно правильно. Был российский фильм - по книжке дореволюционного писателя Федора Сологуба «Мелкий бес». Там присутствует «недотыкомка» - человек видит, как что-то промелькивает в его поле зрения, нечто явно не присутствующее реально. Вроде как в Интернете, когда в визуальную картинку вторгается непрошенная рекламка.
- Ага! Голая вуменка является!
Мы весело хохочем.
- Это от запросов человека зависит... Компьютерная сеть отследит и решит, что вам показать. Или есть игры с дополненной реальностью... А вот еще пример. Ребенок жалуется маме: «Ты выключаешь свет, а из шкафа выходит страшный гном». Мать говорит: «Это твоё воображение». Но вся штука в том, что гномика ребёнок видит реально. У него визуальная картинка не столь устойчива, как у взрослого, образы из фантазий проникают в неё. Он видит гномика столь же ясно, как шкаф.
- А привидения? А прочая паранормальщина? Тоже из воображения? - Сергей возбужденно встает из кресла и подходит к зеркальной стенке, - Мы же их видим!
Я смотрю на Сергея - он помахивает рукой своему изображению, а темноглазый молодой человек в мантии и парике машет ему в ответ. Продюсер Николай не замечает происходящего, он быстро записывает в блокнот свои гениальные идеи. По-видимому, предложит контракт ещё на один фильм.
Однако я ошибся. Николай переводит взгляд на меня и деловито спрашивает:
- А в моем поле зрения разные прозрачные червячки проплывают, я думал раньше - пылинки... Теперь понял - программный глюк.
- Нет. И не то и не это. Упомянутая мной народная легенда о «недотыкомке», вероятнее всего, говорила о болезненных симптомах,
возникающих при воспалении глаз. В давние времена такие болезни - иридоциклиты - были нередки, мелькания на границе поля зрения - чаще всего оттуда. А ваши «червячки» - это результат деструкции стекловидного тела: тонкий прозрачный скелет глазного яблока кое-где рвётся, и эти деформации бросают тень на сетчатку.
- Успокоили... - Николай фыркает и вновь утыкается в свой ежедневник.
В книжке Дж. Беркли лежит закладка, я предвидел, что наш разговор примет такой оборот и заготовил подходящую цитату. Немного погодя я зачитываю вслух эти слова ирландского философа:
«Мы не только не знаем истинной и реальной природы вещей, но мы не знаем даже об их существовании. Нельзя отрицать, что мы воспринимаем известные образы или представления, но отсюда нельзя заключать, что тела действительно существуют».
Я закрыл книгу и вышел из сна.
КВАНТОВОЕ СОЗНАНИЕФИЛОСОФИЯФИЛОСОФСКИЙ ДИСПУТ0600000