Найти в Дзене

МАКАР АЛПАТОВ: «МЕНЯ НА ЭТОМ СВЕТЕ ДЕРЖИТ ТОЛЬКО ТЕАТР»

Макар Алпатов
Макар Алпатов

Более 26 лет он руководит основанным им благотворительным театром «Родом из блокады». Его творческая деятельность продолжается более 55 лет. На сегодняшний день он последний из ныне здравствующих артистов Санкт-Петербурга, который выступал на первых «Голубых Огоньках»

Среди его главных наград – Житель блокадного Ленинграда, почетный знак «За Заслуги перед Санкт-Петербургом», знак отличия «За Заслуги перед Санкт-Петербургом», кавалер «Ордена Дружбы».

14 августа 2020 года Заслуженному артисту РФ и Заслуженному деятелю искусств РФ МАКАРУ ЛЕОНИДОВИЧУ АЛПАТОВУ исполнится 80 лет.

- Макар Леонидович, вы родились в Ленинграде, и пережили Блокаду. Какие моменты военного времени вы запомнили больше всего?

- Я пережил в Ленинграде все 900 дней блокады вместе с мамой. С гордостью ношу знак «Житель блокадного Ленинграда». Отец как все воевал на Ленинградском фронте. Мы жили на Троицком поле за невской заставой . Как-то раз мама ушла в очередь за хлебом, а немцы летели бомбить завод «Большевик», но попали прожектористам, и сбросили бомбы на жилые кварталы. Одна из бомб упала прямо перед нашим окном, а жили мы на первом этаже. Меня выкинуло из кроватки, я был весь в осколках от стёкол. Когда мама вернулась, она из меня их вытаскивала. Плюс я оглох на некоторое время.

Второй случай. Как все мы ходили за водой на Неву. Мы везли на санках ведро под воду. Впереди нас шла соседка с двумя детьми. Был авианалёт на город. Мы услышали свист бомб, мама бросила меня лицом в снег, легла сверху, и причитала «Господи спаси». Рядом с нами разорвалась бомба, и соседку тяжело ранило. И ещё конечно мой первый концерт.

На ноябрьский праздник мама привела меня в госпиталь поставила на стул, и я пел песню «Играй мой баян» на музыку Василия Павловича Соловьева Седова. Читал стихи.

А 9 мая 1945 года в День Победы на Троицком поле я вёл праздничный концерт. Пел песни, читал стихи, вёл программу и даже плясал.

- А родители тоже музыканты?

- Отец капитан Леонид Иванович Алпатов , герой ВОВ– был награждён многими орденами и медалями, прошёл две войны - финскую, и Великую Отечественную. Был тяжело ранен, лежал в госпитале на 2й Советской в палате «смертников», где и познакомился с Александром Ивановичем Маринеско, который там работал. После войны трудился в володарском военном комиссариате, организовывал в городе местную промышленность, был депутатом районных советов. Работал генеральным директором на ленинградском заводе «Спутник».

Мать Мария Андреевна Алпатова была художником хромолитографом, на второй художественной литографии. Выпускала игральные карты. У нас дома хранится целая коллекция, которую любовно собирала мать. Любила искусство, великолепно танцевала и пела. Также помогала мне делать эскизы костюмов к спектаклям и концертам.

- А как вы пришли в искусство?

- Как большинство моих коллег – через самодеятельность. Наша учительница музыки Валентина Васильевна организовала в школе детский хор. Одновременно она работала в хоре ДК им. Ленина. Своих лучших учеников она перевела туда. В 9 лет устроила для меня сольный концерт в Малом зале ДК им. ЛЕНИНА(Ныне Культурный центр «Троицкий»). На том концерте была одна молодая девушка, которая занималась в Детском хоре при Дворце пионеров у знаменитой Марии Фёдоровны Заринской (советский хоровой дирижёр, педагог, Заслуженный работник культуры РСФСР), куда меня и привела. Сыграл роль мой большой диапазон голоса, который был дан мне от природы. Со мной вместе занимались многие в будущем известные хородирижёры, певцы и педагоги, такие блистательные как Елена Образцова(оперная певица, Народная артистка СССР), Тамара Новиченко( оперная певица , педагог, Заслуженная артистка РСФСР, Заслуженный деятель искусств РФ) и др. Пел на ленинградском радио, в Малом зале филармонии, и других известных концертных площадках. Там я пропел с 1949 по 1955 год.

- Как вы оказались в Тбилиси?

На городском конкурсе «Белые ночи», я неожиданно для себя взял премию. И в 17 лет мне была предоставлена возможность спеть в Малом театре оперы и балета, на концерте победителей. Там меня услышал Давид Георгиевич Бадридзе (оперный певец из Большого театра, Народный артист Грузинской ССР), и пригласил меня в Грузию. Я поступил в Тбилисскую консерваторию на вокальное отделение, где преподавали прекрасные педагоги. Так получилось, что я учился с такими замечательными в будущем певцами Народными артистами СССР как Зураб Соткилаве, Маквала Касрашвили(моя первая Татьяна в опере «Евгений Онегин») , и др.

- А какую роль в вашей жизни сыграла журналистика?

- Пошёл подрабатывать в газету, ведь стипендия была небольшая. Опубликовал статью о футболисте Зурабе Соткилаве (тогда он играл за тбилисский динамо) в "Заре востока". В Тбилиси было две "вечерки" - русская и грузинская. Я печатался в обеих. Моя первая большая статья называлась «Ничис гамопэна», что в переводе с грузинского означает "Сотворение таланта", писал кстати по-грузински и по-русски, она была посвящена знаменитой нынче Лиане Исакадзе (скрипачке, дирижёре, Народной артистке СССР). Среди многих статей был материал "Рождённый петь" о Муслиме Магомаеве. Это была первая статья, написанная о нём в Закавказье. 25 июля 1965 года - опубликована первая статья в газете "Ленинградская правда" - о гастролях Тбилисского театра оперы и балета. А позднее я печатался во всех газетах тогдашнего Ленинграда.

- Как вы оказались на Голубом Огоньке?

- 18 января 1963 года отмечалось двадцатилетие прорыва Блокады. До этого меня на концерте услышал поэт Михаил Рябинин, а его друг Виктор Кудряшов (известный композитор) написал на его стихи песню "Папин вальс" и с этой песней я дебютировал в своём первом выступлении на ленинградском телевидении и радио, где меня услышали редакторы «Огонька», и заметили. Первый «Огонек» на который меня пригласили снимался в Летнем саду Ленинграда, я выступал вместе с Владимиром Атлантовым. Всего спел в 13-ти "Огоньках". Самое запоминающееся первое выступление на московском "Майском Огоньке" с Неаполитанской Майской песней. Потом было много гастролей, катастрофически не хватало времени, в огоньках пел реже.

- На сегодняшний день вы последний из ныне здравствующих певцов Ленинграда, который пел на голубых огоньках? Какого быть Легендой?

- Я никогда не был тщеславным,, и легендой себя никогда не ощущал. К сожалению большинство из «Огоньков» не сохранилось. У меня отец часто с экрана снимал, но где эти записи лежат не знаю.

- Как вы попали в Московский театр Оперетты?

- Случайно. Я пел с лучшими певцами театра включаю Татьяну Шмыгу. Любопытно что в театре я спел князя Орловского в "Летучей мыши" – это баритональная партия, а в кино у Яна Борисовича Фрида (выдающийся советский кинорежиссёр) теноровую партию Альфреда.

А одна из любимых моих работ Ария Мистера ИКС, которую я часто пел в новогодних концертах театра. К сожалению, пришлось уехать в Ленинград, так как сильно болела мама.

- Какую роль в вашей жизни сыграл Аркадий Островский?

- Он очень многим открывал дорогу, вы знаете этих певцов, могу помянуть Иосифа Кобзона, Муслима Магомаева, Майю Кристалинскую и многих др. Я был последним его увлечением, но он к сожалению скоро ушёл из жизни. Наше заключительное совместное выступление состоялось на юбилее пионерской организации «Артек» в 1967 году, где для меня был сделан сольный концерт.

- Как так получилось, что вы выступали в Малом театре оперы и балета в Ленинграде?

- Когда я вернулся в Ленинград, известный певец и режиссёр, мой друг Владимир Матусов посоветовал мне прослушиваться в Малом Оперном театре. Мне предложили спектакль, который я знал сверху донизу - "Паяцы" Руджеро Леонкавалло, партию Сильвио, который я и спел 16 сентября 1968 года с лучшими солистами этого прославленного коллектива. Спектакль имел успех. На этом спектакле присутствовал тогдашний директор «Ленконцерта» Георгий Михайлович Коркин, который и сделал мне предложение поступить на работу в «Ленконцерт». Я с удовольствием впрягся в эту работу на 25 лет.

- А дальше вы все-таки попытались поступить в Ленинградскую консерваторию?

- Да, но уже на режиссуру, потому что с детства об этом мечтал. Я вернулся с гастролей и неожиданно сломал руку, а как раз в этот момент был набор в консерваторию. Пришёл на факультет и познакомился с Евгением Соковниным (блистательным режиссёром, тогда зав. кафедрой). Мы разговорились, я рассказал о своей задумке сдавать экспозицию «Мавры» Стравинского, показал эскиз В.Дорера, с чем Соковнин согласился. Поступил я неожиданно, и в определённой степени благодарю известному ленинградскому художнику Валентину Дореру, который сделал великолепный макет спектакля по моей концепции, это сыграло огромную роль. Нас поступало 5 человек. В их числе Юрий Александров (ныне худрук Санкт-Петербург-Оперы, Народный артист РФ, режиссёр-новатор). Я попал в класс к Маргарите Слуцкой и Яну Фриду. Моим музыкальным руководителем была Людмила Павлова-Арбенина. Это было нелегко учиться на дневном отделении факультета музыкальной режиссуры Ленинградской консерватории, и работать в Ленконцерте.

- Сегодняшний «Петербург-Концерт» сильно отличается от «Ленконцерта»?

- Я отработал в «Ленконцерте» 25 лет – это было чудесное время. Тогда там были замечательные мастера, среди певцов Анатолий Королев, Лидия Клемент, Мария Пахоменко и очень много других. Я сделал свыше тридцати сольных программ, много гастролировал, пел почти на всех концертных площадках города, выступал в конкурсах. Сегодняшний Петербург-концерт конечно отличается от Ленконцерта. Время другое, хотя достаточно много хороших артистов во всех жанрах. Из певцов достаточно назвать Виталия Псарёва, Сергея Зыкова, Наталью Сорокину и др.

- Вы очень много пели за артистов в кинофильмах, в основном это были Оперетты?!

- Как ученик известного музыкального кинорежиссёра Яна Борисовича Фрида, который снял «Двенадцатую ночь», «Летучую мышь», «Благочестивую Марту», «Собаку на сене» и др., я получил практику не только на сцене тогдашнего Кировского театра у Народного артиста Романа Тихомирова, но и на Ленфильме. Моей задачей Фрид обозначил вокальную подготовку солистов и создании музыкальной фонограммы. Это работа с дирижером, певцами, персонажами и оркестром.

Петь за артистов в кинофильмах, была производственная необходимость. И почти во всех я пел, отработал с Фридом в семи картинах. О работе с этим великим режиссёром , можно написать целый роман, и пошучу с ироническим уклоном.

- Для вас много писали песен?

- Песен написали прилично. Главная моя песня именно блокадная «Папин вальс», её кроме меня никто не исполнял. «Записка» - Аркадия Островского, «Твои одногодки» Александра Колкера, «Никогда» Оскара Фельцмана, *Талисман» Евгения Жарковского.

- В вашей жизни было много знаковых личностей?

- Всех знаковых личностей за мою жизнь не упомянуть, это были воистину великие люди. И не только музыканты, певцы, драматические актеры, но поэты и писатели, большинства из них нет на этой земле, они почти все прошли своё столетие. Упомяну т Аркадия Исааковича Райкина, с которым мне посчастливилось вместе работать на сцене. Свидетель тому Рудольф Фурманов, ныне Народный артист РФ. И знаменитого Александра Сокурова, который снял фильм о нашем театре. Фильм был показан на Дворцовой площади в дни блокадных праздников.

- У вас были кумиры на которых вы равнялись?

- Были! В-первую очередь Юрий Гуляев – это был и есть мой самый любимый артист. А также блистательная Ольга Воронец. Я был близко знаком с Леонидом Утёсовым, Марком Бернесом, Лидией Руслановой и Клавдией Шульженко, Муслимом Магомаевым– пел вместе с ними.

Кстати, Клавдия Ивановна сделала для меня огромный подарок, она дала мне спеть «на бис», на телевизионном юбилейном концерте Евгения Жарковского в Доме Красной Армии.

- В 70 и 80е года вас почти не видно на эстраде, где вы были в тот момент?

- Это не совсем так, я пережил болезнь, но продолжал работать в театре, вел программы на радио и телевидении, но значительно реже.

Еще в консерваторское время был режиссёром стажёром в операх «В бурю», «Дон Карлос» в Кировском театре у Романа Тихомирова. Как режиссёр поставил музыкальный дипломный спектакль «РВС» по Аркадию Гайдару, «Мавра» на Минском телевидении, «Во всем виноваты сардинки» в Одесском театре музыкальной комедии, снял на телестудиях Петрозаводска и Одессы фильмы «Поёт Макар Алпатов», а на минском телевидении вёл цикл передач «Всё звёзды к нам».

- Как так получилось, что вы решили создать театр именно с блокадной тематикой?

- Идею подал мне отец, сказав что: «Блокадные актёры сидят в нафталине, а они ещё способны сказать свое слово». В 1988 году создающий общество «Жителей блокадного Ленинграда» Александр Матвеевич Нестеров, мои педагоги Ян Борисович Фрид и Мария Федоровна Заринская, не сговариваясь, практически одновременно одобрили мой план о создании такого театра.

Мне помог тогдашний вице-мэр города Вячеслав Николаевич Щербаков, Валентина Томилина, Ким Измайлов и др. . Далее стало чуть полегче, так как за концертную деятельность мне было присвоено звание Заслуженного артиста России. Это был далёкий 1994 год.

В 2005 году уже за работу в театре мне было присвоено ещё одно звание – Заслуженный деятель искусств РФ. Я воспринимаю это, как общую заслугу коллектива театра.

- В ваших концертах достаточно много участвует молодежи. Сложно приглашать на благотворительную работу, ведь насколько я знаю, театр не зарабатывает гонорары?

- Кредо театра: «Зритель не платит за билеты, артист не получает гонорары». Это не все поняли, но большинство. Молодежь стала приходить в театр уже сразу, а особенно когда Людмила Демидова (будущий директор театра Родом из блокады), была моим заместителем по связям с творческой молодёжью города. В театр начали приходить хор школы «Тутти», знаменитый ансамбль «Юный Ленинградец», юные солисты – певцы, чтецы, танцоры.

- И среди зрителей у вас достаточно много молодежи?

- Конечно. Сначала их начали приводить бабушки, а потом родители. Среди артистов из совсем юных первым пришел в 13 лет Игорь Шипков – талантливый гармонист, которого Геннадий Заволокин включил в «Золотую десятку гармонистов России». Он до сих пор выступает на нашей сцене. Группа юных чтецов педагога Натальи Скрыдловой выступает как мастера художественного слова. Их много, отмечу: Софью Малахову, Павла Абрамова, Арсения Гуполу , пусть другие не обижаются, они все прекрасны. Из юных вокалистов отмечу: Григорий Калайда, Юрий Сувинский, Роман Заславский, иногда у нас выступает воспитанник дворца пионеров Григорий Туркин. Вы Игорь, сами понимаете, что не удастся всех, кого бы хотелось упомянуть. Пианисты(педагоги) Ольга Курнавина и её сестра Галина Быстрова, скрипачи (педагог, кандидат искусствоведения, Заслуженный работник культуры), который только что отметил своё 75-летие Савелий Шальман.

- А город сегодня помогает театру?

- По возможности. Есть много людей, которые не равнодушны к театру, они работают в Правительстве города, в комитете по социальной политике, и комитете по культуре – мы им благодарны.

- Тема блокады все-таки неисчерпаема? Или уже все сказано?

- Далеко не всё. У нас множество потомков блокадников – внуки и уже правнуки, которые выступают и рассказывают о своих родных. К примеру Наталья Сорокина, она дочь блокадницы – ей всегда есть что вспомнить, и что спеть. Еще упомяну блистательного Сергея Зыкова , который исполняет не только известные песни о войне и блокаде, но и пишет свои песни на эту тему. Он, пожалуй, самый близкий друг нашего театра.

- Театр Родом из Блокады для вас..?

- ЖИЗНЬ!

- Театр выступает только в России? Или за рубежом тоже пели?

- Конечно, главные по России, по Ленинградской области, в Кронштадте (мы не забываем Героя Советского союза Александра Маринеско). Были на гастролях во Франции, США, Эстонии.

Последние заграничные гастроли в Таллине состоялись в 2009 году. Но артисты не расстраиваются: всё равно самая любимая аудитория, конечно, ленинградцы.

- Долгое время вы вели программу «Форум» на телеканале ВОТ (Ваше Общественное телевидение). Что это был за цикл?

- Меня пригласил Алексей Лушников – создатель этого канала.

В программе принимали участие много деятелей искусства Санкт Петербурга, в том числе известные музыканты педагогии артисты, выступающие на нашей сцене. Звучали рассказы о текущей музыкальной жизни города. В ней говорилось и блокадниках, и о героях войны. Повторюсь, не забывали и Герое Советского Союза Александре Маринеско. Я вёл эту передачу много лет. Успех программы был большой – зрители её переписывали и обменивались. Не стоит забывать и о нашем блокадном ленинградском радио (теперь Радио «Петербург»). Вот уже 13 лет я веду цикл «Театр родом из Блокады». На сегодняшний день сделано 147 передач.

- Макар Леонидович, мне лично, да и не только мне, не даёт покоя вопрос о неоднократном выдвижении Народной артистки СССР Эдиты Пьехи на звание «Почётный граждан Санкт-Петербурга», но каждый раз неудачно. Как вы к этому относитесь?

- Я не являюсь тем, кто решает подобные вопросы. Что касается моего мнения – я за присвоение этого звания. И считаю, что не надо терять надежды.

- В этом году у вас юбилей 80 лет, есть какие-то задумки?

- Время сейчас не то. На 60-летие,70-летие, и даже на 75-летие я пел более чем двухчасовые сольные концерты, надеюсь они остались в памяти зрителей. А дальше, я августовский, поэтому все юбилейные мероприятия пройдут осенью. Будем надеяться, что к этому времени эпидемиологическая ситуация станет лучше.

- Душа ещё поет?

- Душа поёт. Недавно было 75 лет хору Марии Фёдоровны Заринской. В этом году 120 лет со дня её рождения. Я вышел поздравлять в Капелле. Когда закончил спич, положил к портрету цветы, и запел фрагмент арии Марселя из оперы "Богема". И зал взорвался аплодисментами.

А вот в последний – я не люблю это слово, пока заключительный раз - выходил на сцену 6 марта этого года, накануне международного женского дня. И спел.

- Какие у вас ещё есть планы?

- Меня на этом свете держит только театр. Моя главная сегодняшняя задача – всё-таки провести 75-летие Победы, хотя театр это посильно выполнил в онлайне. Я вокалу, режиссуру и литературе посвятил всю свою жизнь. Пел и ставил спектакли в опере, оперетте, мюзикле, да где угодно. Удалось сделать много вечеров и юбилеев своим друзьям и коллегам, в большинстве блокадным артистам – прижизненному классику Михаилу Аникушину, Аркадию Райкину(спектакль «Райкин и музыка») , великому композитору Василию Павловичу Соловьеву-Седому, поэту и артисты Анатолию Молчанову, Зинаиде Савковой(режиссёру, актеру и педагогу, заслуженному деятелю искусств РФ), Алексею Гребенщикову (известному журналисту и педагогу), Народному артисту РФ Юрию Родионову(Ленинградский-Пушкин), поэту Михаилу Дудину и ещё очень многим.

Всё в этой жизни я сделал так, как казалось бы было надо. Меня уверяют друзья - основное, в чем ошибся в жизни - очень доверял людям . Когда начинаешь думать о себе, вдруг понимаешь, что это не совсем ты. Что жизнь у тебя прошла не твоя, а та что была угодна богу. Вообще я прожил не свою жизнь. Меня подавляющее число людей считают счастливым человеком, а это не так. Как и все люди на земле, я обычный грешник. Хотя кажется добился почти всего, чего хотел. Но мы ещё повоюем. Я благодарен всем хорошим людям, которые встретились на моём жизненном пути!

Игорь Савин