Более 26 лет он руководит основанным им благотворительным театром «Родом из блокады». Его творческая деятельность продолжается более 55 лет. На сегодняшний день он последний из ныне здравствующих артистов Санкт-Петербурга, который выступал на первых «Голубых Огоньках»
Среди его главных наград – Житель блокадного Ленинграда, почетный знак «За Заслуги перед Санкт-Петербургом», знак отличия «За Заслуги перед Санкт-Петербургом», кавалер «Ордена Дружбы».
14 августа 2020 года Заслуженному артисту РФ и Заслуженному деятелю искусств РФ МАКАРУ ЛЕОНИДОВИЧУ АЛПАТОВУ исполнится 80 лет.
- Макар Леонидович, вы родились в Ленинграде, и пережили Блокаду. Какие моменты военного времени вы запомнили больше всего?
- Я пережил в Ленинграде все 900 дней блокады вместе с мамой. С гордостью ношу знак «Житель блокадного Ленинграда». Отец как все воевал на Ленинградском фронте. Мы жили на Троицком поле за невской заставой . Как-то раз мама ушла в очередь за хлебом, а немцы летели бомбить завод «Большевик», но попали прожектористам, и сбросили бомбы на жилые кварталы. Одна из бомб упала прямо перед нашим окном, а жили мы на первом этаже. Меня выкинуло из кроватки, я был весь в осколках от стёкол. Когда мама вернулась, она из меня их вытаскивала. Плюс я оглох на некоторое время.
Второй случай. Как все мы ходили за водой на Неву. Мы везли на санках ведро под воду. Впереди нас шла соседка с двумя детьми. Был авианалёт на город. Мы услышали свист бомб, мама бросила меня лицом в снег, легла сверху, и причитала «Господи спаси». Рядом с нами разорвалась бомба, и соседку тяжело ранило. И ещё конечно мой первый концерт.
На ноябрьский праздник мама привела меня в госпиталь поставила на стул, и я пел песню «Играй мой баян» на музыку Василия Павловича Соловьева Седова. Читал стихи.
А 9 мая 1945 года в День Победы на Троицком поле я вёл праздничный концерт. Пел песни, читал стихи, вёл программу и даже плясал.
- А родители тоже музыканты?
- Отец капитан Леонид Иванович Алпатов , герой ВОВ– был награждён многими орденами и медалями, прошёл две войны - финскую, и Великую Отечественную. Был тяжело ранен, лежал в госпитале на 2й Советской в палате «смертников», где и познакомился с Александром Ивановичем Маринеско, который там работал. После войны трудился в володарском военном комиссариате, организовывал в городе местную промышленность, был депутатом районных советов. Работал генеральным директором на ленинградском заводе «Спутник».
Мать Мария Андреевна Алпатова была художником хромолитографом, на второй художественной литографии. Выпускала игральные карты. У нас дома хранится целая коллекция, которую любовно собирала мать. Любила искусство, великолепно танцевала и пела. Также помогала мне делать эскизы костюмов к спектаклям и концертам.
- А как вы пришли в искусство?
- Как большинство моих коллег – через самодеятельность. Наша учительница музыки Валентина Васильевна организовала в школе детский хор. Одновременно она работала в хоре ДК им. Ленина. Своих лучших учеников она перевела туда. В 9 лет устроила для меня сольный концерт в Малом зале ДК им. ЛЕНИНА(Ныне Культурный центр «Троицкий»). На том концерте была одна молодая девушка, которая занималась в Детском хоре при Дворце пионеров у знаменитой Марии Фёдоровны Заринской (советский хоровой дирижёр, педагог, Заслуженный работник культуры РСФСР), куда меня и привела. Сыграл роль мой большой диапазон голоса, который был дан мне от природы. Со мной вместе занимались многие в будущем известные хородирижёры, певцы и педагоги, такие блистательные как Елена Образцова(оперная певица, Народная артистка СССР), Тамара Новиченко( оперная певица , педагог, Заслуженная артистка РСФСР, Заслуженный деятель искусств РФ) и др. Пел на ленинградском радио, в Малом зале филармонии, и других известных концертных площадках. Там я пропел с 1949 по 1955 год.
- Как вы оказались в Тбилиси?
На городском конкурсе «Белые ночи», я неожиданно для себя взял премию. И в 17 лет мне была предоставлена возможность спеть в Малом театре оперы и балета, на концерте победителей. Там меня услышал Давид Георгиевич Бадридзе (оперный певец из Большого театра, Народный артист Грузинской ССР), и пригласил меня в Грузию. Я поступил в Тбилисскую консерваторию на вокальное отделение, где преподавали прекрасные педагоги. Так получилось, что я учился с такими замечательными в будущем певцами Народными артистами СССР как Зураб Соткилаве, Маквала Касрашвили(моя первая Татьяна в опере «Евгений Онегин») , и др.
- А какую роль в вашей жизни сыграла журналистика?
- Пошёл подрабатывать в газету, ведь стипендия была небольшая. Опубликовал статью о футболисте Зурабе Соткилаве (тогда он играл за тбилисский динамо) в "Заре востока". В Тбилиси было две "вечерки" - русская и грузинская. Я печатался в обеих. Моя первая большая статья называлась «Ничис гамопэна», что в переводе с грузинского означает "Сотворение таланта", писал кстати по-грузински и по-русски, она была посвящена знаменитой нынче Лиане Исакадзе (скрипачке, дирижёре, Народной артистке СССР). Среди многих статей был материал "Рождённый петь" о Муслиме Магомаеве. Это была первая статья, написанная о нём в Закавказье. 25 июля 1965 года - опубликована первая статья в газете "Ленинградская правда" - о гастролях Тбилисского театра оперы и балета. А позднее я печатался во всех газетах тогдашнего Ленинграда.
- Как вы оказались на Голубом Огоньке?
- 18 января 1963 года отмечалось двадцатилетие прорыва Блокады. До этого меня на концерте услышал поэт Михаил Рябинин, а его друг Виктор Кудряшов (известный композитор) написал на его стихи песню "Папин вальс" и с этой песней я дебютировал в своём первом выступлении на ленинградском телевидении и радио, где меня услышали редакторы «Огонька», и заметили. Первый «Огонек» на который меня пригласили снимался в Летнем саду Ленинграда, я выступал вместе с Владимиром Атлантовым. Всего спел в 13-ти "Огоньках". Самое запоминающееся первое выступление на московском "Майском Огоньке" с Неаполитанской Майской песней. Потом было много гастролей, катастрофически не хватало времени, в огоньках пел реже.
- На сегодняшний день вы последний из ныне здравствующих певцов Ленинграда, который пел на голубых огоньках? Какого быть Легендой?
- Я никогда не был тщеславным,, и легендой себя никогда не ощущал. К сожалению большинство из «Огоньков» не сохранилось. У меня отец часто с экрана снимал, но где эти записи лежат не знаю.
- Как вы попали в Московский театр Оперетты?
- Случайно. Я пел с лучшими певцами театра включаю Татьяну Шмыгу. Любопытно что в театре я спел князя Орловского в "Летучей мыши" – это баритональная партия, а в кино у Яна Борисовича Фрида (выдающийся советский кинорежиссёр) теноровую партию Альфреда.
А одна из любимых моих работ Ария Мистера ИКС, которую я часто пел в новогодних концертах театра. К сожалению, пришлось уехать в Ленинград, так как сильно болела мама.
- Какую роль в вашей жизни сыграл Аркадий Островский?
- Он очень многим открывал дорогу, вы знаете этих певцов, могу помянуть Иосифа Кобзона, Муслима Магомаева, Майю Кристалинскую и многих др. Я был последним его увлечением, но он к сожалению скоро ушёл из жизни. Наше заключительное совместное выступление состоялось на юбилее пионерской организации «Артек» в 1967 году, где для меня был сделан сольный концерт.
- Как так получилось, что вы выступали в Малом театре оперы и балета в Ленинграде?
- Когда я вернулся в Ленинград, известный певец и режиссёр, мой друг Владимир Матусов посоветовал мне прослушиваться в Малом Оперном театре. Мне предложили спектакль, который я знал сверху донизу - "Паяцы" Руджеро Леонкавалло, партию Сильвио, который я и спел 16 сентября 1968 года с лучшими солистами этого прославленного коллектива. Спектакль имел успех. На этом спектакле присутствовал тогдашний директор «Ленконцерта» Георгий Михайлович Коркин, который и сделал мне предложение поступить на работу в «Ленконцерт». Я с удовольствием впрягся в эту работу на 25 лет.
- А дальше вы все-таки попытались поступить в Ленинградскую консерваторию?
- Да, но уже на режиссуру, потому что с детства об этом мечтал. Я вернулся с гастролей и неожиданно сломал руку, а как раз в этот момент был набор в консерваторию. Пришёл на факультет и познакомился с Евгением Соковниным (блистательным режиссёром, тогда зав. кафедрой). Мы разговорились, я рассказал о своей задумке сдавать экспозицию «Мавры» Стравинского, показал эскиз В.Дорера, с чем Соковнин согласился. Поступил я неожиданно, и в определённой степени благодарю известному ленинградскому художнику Валентину Дореру, который сделал великолепный макет спектакля по моей концепции, это сыграло огромную роль. Нас поступало 5 человек. В их числе Юрий Александров (ныне худрук Санкт-Петербург-Оперы, Народный артист РФ, режиссёр-новатор). Я попал в класс к Маргарите Слуцкой и Яну Фриду. Моим музыкальным руководителем была Людмила Павлова-Арбенина. Это было нелегко учиться на дневном отделении факультета музыкальной режиссуры Ленинградской консерватории, и работать в Ленконцерте.
- Сегодняшний «Петербург-Концерт» сильно отличается от «Ленконцерта»?
- Я отработал в «Ленконцерте» 25 лет – это было чудесное время. Тогда там были замечательные мастера, среди певцов Анатолий Королев, Лидия Клемент, Мария Пахоменко и очень много других. Я сделал свыше тридцати сольных программ, много гастролировал, пел почти на всех концертных площадках города, выступал в конкурсах. Сегодняшний Петербург-концерт конечно отличается от Ленконцерта. Время другое, хотя достаточно много хороших артистов во всех жанрах. Из певцов достаточно назвать Виталия Псарёва, Сергея Зыкова, Наталью Сорокину и др.
- Вы очень много пели за артистов в кинофильмах, в основном это были Оперетты?!
- Как ученик известного музыкального кинорежиссёра Яна Борисовича Фрида, который снял «Двенадцатую ночь», «Летучую мышь», «Благочестивую Марту», «Собаку на сене» и др., я получил практику не только на сцене тогдашнего Кировского театра у Народного артиста Романа Тихомирова, но и на Ленфильме. Моей задачей Фрид обозначил вокальную подготовку солистов и создании музыкальной фонограммы. Это работа с дирижером, певцами, персонажами и оркестром.
Петь за артистов в кинофильмах, была производственная необходимость. И почти во всех я пел, отработал с Фридом в семи картинах. О работе с этим великим режиссёром , можно написать целый роман, и пошучу с ироническим уклоном.
- Для вас много писали песен?
- Песен написали прилично. Главная моя песня именно блокадная «Папин вальс», её кроме меня никто не исполнял. «Записка» - Аркадия Островского, «Твои одногодки» Александра Колкера, «Никогда» Оскара Фельцмана, *Талисман» Евгения Жарковского.
- В вашей жизни было много знаковых личностей?
- Всех знаковых личностей за мою жизнь не упомянуть, это были воистину великие люди. И не только музыканты, певцы, драматические актеры, но поэты и писатели, большинства из них нет на этой земле, они почти все прошли своё столетие. Упомяну т Аркадия Исааковича Райкина, с которым мне посчастливилось вместе работать на сцене. Свидетель тому Рудольф Фурманов, ныне Народный артист РФ. И знаменитого Александра Сокурова, который снял фильм о нашем театре. Фильм был показан на Дворцовой площади в дни блокадных праздников.
- У вас были кумиры на которых вы равнялись?
- Были! В-первую очередь Юрий Гуляев – это был и есть мой самый любимый артист. А также блистательная Ольга Воронец. Я был близко знаком с Леонидом Утёсовым, Марком Бернесом, Лидией Руслановой и Клавдией Шульженко, Муслимом Магомаевым– пел вместе с ними.
Кстати, Клавдия Ивановна сделала для меня огромный подарок, она дала мне спеть «на бис», на телевизионном юбилейном концерте Евгения Жарковского в Доме Красной Армии.
- В 70 и 80е года вас почти не видно на эстраде, где вы были в тот момент?
- Это не совсем так, я пережил болезнь, но продолжал работать в театре, вел программы на радио и телевидении, но значительно реже.
Еще в консерваторское время был режиссёром стажёром в операх «В бурю», «Дон Карлос» в Кировском театре у Романа Тихомирова. Как режиссёр поставил музыкальный дипломный спектакль «РВС» по Аркадию Гайдару, «Мавра» на Минском телевидении, «Во всем виноваты сардинки» в Одесском театре музыкальной комедии, снял на телестудиях Петрозаводска и Одессы фильмы «Поёт Макар Алпатов», а на минском телевидении вёл цикл передач «Всё звёзды к нам».
- Как так получилось, что вы решили создать театр именно с блокадной тематикой?
- Идею подал мне отец, сказав что: «Блокадные актёры сидят в нафталине, а они ещё способны сказать свое слово». В 1988 году создающий общество «Жителей блокадного Ленинграда» Александр Матвеевич Нестеров, мои педагоги Ян Борисович Фрид и Мария Федоровна Заринская, не сговариваясь, практически одновременно одобрили мой план о создании такого театра.
Мне помог тогдашний вице-мэр города Вячеслав Николаевич Щербаков, Валентина Томилина, Ким Измайлов и др. . Далее стало чуть полегче, так как за концертную деятельность мне было присвоено звание Заслуженного артиста России. Это был далёкий 1994 год.
В 2005 году уже за работу в театре мне было присвоено ещё одно звание – Заслуженный деятель искусств РФ. Я воспринимаю это, как общую заслугу коллектива театра.
- В ваших концертах достаточно много участвует молодежи. Сложно приглашать на благотворительную работу, ведь насколько я знаю, театр не зарабатывает гонорары?
- Кредо театра: «Зритель не платит за билеты, артист не получает гонорары». Это не все поняли, но большинство. Молодежь стала приходить в театр уже сразу, а особенно когда Людмила Демидова (будущий директор театра Родом из блокады), была моим заместителем по связям с творческой молодёжью города. В театр начали приходить хор школы «Тутти», знаменитый ансамбль «Юный Ленинградец», юные солисты – певцы, чтецы, танцоры.
- И среди зрителей у вас достаточно много молодежи?
- Конечно. Сначала их начали приводить бабушки, а потом родители. Среди артистов из совсем юных первым пришел в 13 лет Игорь Шипков – талантливый гармонист, которого Геннадий Заволокин включил в «Золотую десятку гармонистов России». Он до сих пор выступает на нашей сцене. Группа юных чтецов педагога Натальи Скрыдловой выступает как мастера художественного слова. Их много, отмечу: Софью Малахову, Павла Абрамова, Арсения Гуполу , пусть другие не обижаются, они все прекрасны. Из юных вокалистов отмечу: Григорий Калайда, Юрий Сувинский, Роман Заславский, иногда у нас выступает воспитанник дворца пионеров Григорий Туркин. Вы Игорь, сами понимаете, что не удастся всех, кого бы хотелось упомянуть. Пианисты(педагоги) Ольга Курнавина и её сестра Галина Быстрова, скрипачи (педагог, кандидат искусствоведения, Заслуженный работник культуры), который только что отметил своё 75-летие Савелий Шальман.
- А город сегодня помогает театру?
- По возможности. Есть много людей, которые не равнодушны к театру, они работают в Правительстве города, в комитете по социальной политике, и комитете по культуре – мы им благодарны.
- Тема блокады все-таки неисчерпаема? Или уже все сказано?
- Далеко не всё. У нас множество потомков блокадников – внуки и уже правнуки, которые выступают и рассказывают о своих родных. К примеру Наталья Сорокина, она дочь блокадницы – ей всегда есть что вспомнить, и что спеть. Еще упомяну блистательного Сергея Зыкова , который исполняет не только известные песни о войне и блокаде, но и пишет свои песни на эту тему. Он, пожалуй, самый близкий друг нашего театра.
- Театр Родом из Блокады для вас..?
- ЖИЗНЬ!
- Театр выступает только в России? Или за рубежом тоже пели?
- Конечно, главные по России, по Ленинградской области, в Кронштадте (мы не забываем Героя Советского союза Александра Маринеско). Были на гастролях во Франции, США, Эстонии.
Последние заграничные гастроли в Таллине состоялись в 2009 году. Но артисты не расстраиваются: всё равно самая любимая аудитория, конечно, ленинградцы.
- Долгое время вы вели программу «Форум» на телеканале ВОТ (Ваше Общественное телевидение). Что это был за цикл?
- Меня пригласил Алексей Лушников – создатель этого канала.
В программе принимали участие много деятелей искусства Санкт Петербурга, в том числе известные музыканты педагогии артисты, выступающие на нашей сцене. Звучали рассказы о текущей музыкальной жизни города. В ней говорилось и блокадниках, и о героях войны. Повторюсь, не забывали и Герое Советского Союза Александре Маринеско. Я вёл эту передачу много лет. Успех программы был большой – зрители её переписывали и обменивались. Не стоит забывать и о нашем блокадном ленинградском радио (теперь Радио «Петербург»). Вот уже 13 лет я веду цикл «Театр родом из Блокады». На сегодняшний день сделано 147 передач.
- Макар Леонидович, мне лично, да и не только мне, не даёт покоя вопрос о неоднократном выдвижении Народной артистки СССР Эдиты Пьехи на звание «Почётный граждан Санкт-Петербурга», но каждый раз неудачно. Как вы к этому относитесь?
- Я не являюсь тем, кто решает подобные вопросы. Что касается моего мнения – я за присвоение этого звания. И считаю, что не надо терять надежды.
- В этом году у вас юбилей 80 лет, есть какие-то задумки?
- Время сейчас не то. На 60-летие,70-летие, и даже на 75-летие я пел более чем двухчасовые сольные концерты, надеюсь они остались в памяти зрителей. А дальше, я августовский, поэтому все юбилейные мероприятия пройдут осенью. Будем надеяться, что к этому времени эпидемиологическая ситуация станет лучше.
- Душа ещё поет?
- Душа поёт. Недавно было 75 лет хору Марии Фёдоровны Заринской. В этом году 120 лет со дня её рождения. Я вышел поздравлять в Капелле. Когда закончил спич, положил к портрету цветы, и запел фрагмент арии Марселя из оперы "Богема". И зал взорвался аплодисментами.
А вот в последний – я не люблю это слово, пока заключительный раз - выходил на сцену 6 марта этого года, накануне международного женского дня. И спел.
- Какие у вас ещё есть планы?
- Меня на этом свете держит только театр. Моя главная сегодняшняя задача – всё-таки провести 75-летие Победы, хотя театр это посильно выполнил в онлайне. Я вокалу, режиссуру и литературе посвятил всю свою жизнь. Пел и ставил спектакли в опере, оперетте, мюзикле, да где угодно. Удалось сделать много вечеров и юбилеев своим друзьям и коллегам, в большинстве блокадным артистам – прижизненному классику Михаилу Аникушину, Аркадию Райкину(спектакль «Райкин и музыка») , великому композитору Василию Павловичу Соловьеву-Седому, поэту и артисты Анатолию Молчанову, Зинаиде Савковой(режиссёру, актеру и педагогу, заслуженному деятелю искусств РФ), Алексею Гребенщикову (известному журналисту и педагогу), Народному артисту РФ Юрию Родионову(Ленинградский-Пушкин), поэту Михаилу Дудину и ещё очень многим.
Всё в этой жизни я сделал так, как казалось бы было надо. Меня уверяют друзья - основное, в чем ошибся в жизни - очень доверял людям . Когда начинаешь думать о себе, вдруг понимаешь, что это не совсем ты. Что жизнь у тебя прошла не твоя, а та что была угодна богу. Вообще я прожил не свою жизнь. Меня подавляющее число людей считают счастливым человеком, а это не так. Как и все люди на земле, я обычный грешник. Хотя кажется добился почти всего, чего хотел. Но мы ещё повоюем. Я благодарен всем хорошим людям, которые встретились на моём жизненном пути!
Игорь Савин