Найти тему

30 лет спустя - от Цоя до Моргенштерна. Как изменилась музыка эпохи упадка

15 августа у поклонников Виктора Цоя скорбная дата – 30 лет назад ушел из жизни их кумир. Его нынче вспоминают громко, даже показывают по ТВ памятные фильмы, но разве об этом он мечтал?
Он стал кумиром и голосом поколения без массированной атаки масс-медиа, без этих ваших ютубов и тиктоков. Без вайнов и баттлов.
Его записями обменивались полуподпольно, переписывали с катушек на кассеты сотни раз. О нем как-то узнавали. Это и была настоящая всенародная слава.

Чем он так зацепил целое поколение потерянных и ждущих перемен, попавших «в какой-то не такой круг»? Искренностью? Честностью? Правдой?

Цой - несомненно музыкант, автор простых, но врезающихся в душу цепляющих мелодий.
Цой без преувеличения поэт. Его можно назвать героем эпохи упадка, а именно такими и были 80-е, в которых он творил. Рушился мир, трещали старые парадигмы, а Цой сумел найти простые и точные слова, чтобы выразить то, что происходит.
И вот прошло уже (или всего) тридцать лет, и еще бродят в толпе повзрослевшие девочки и мальчики с портретами Цоя на рюкзаках, у их детей в плей-листе обязательно есть пара песен группы «Кино». Не выцветают в арках граффити «Цой жив», и собираются в них поклонники, чтобы вспомнить кумира и спеть его песни под гитару.

стены памяти Цоя есть во многих городах
стены памяти Цоя есть во многих городах

Он был настоящим. Ему и его поколению нужно было так немного: пачка сигарет в кармане и свет знакомой звезды, ведущей вперед.
Цой, в корейском произношении Чхве, переводится как «вершина». И он стремился к вершинам. Развивался как музыкант, хотел стать настоящим актером, совершенствовался как мастер боевых искусств.

Эх, знал бы Виктор, как поменяются кумиры молодежи всего 30 лет спустя.

замахнуться на святое -это очень хайпово
замахнуться на святое -это очень хайпово

Алишер Валеев. Мелкий бес, который «сделал деньги на даунах»

Он с наскоку заявил, что «Я - легенда, как Цой». Алишер Валеев взял себе претенциозный псевдоним Моргенштерн. Наверняка, вкладывал в это зубодробительное имя глубокий смысл. Как-никак, Моргенштерн – грозное средневековое холодное оружие, этакий карающий шипастый шар. Хм, ну чисто коронавирус, только в макромасштабе. Короче нечто, пришедшее уничтожить нашу музыкальную культуру. Что Моргенштерн и делает с превеликим успехом. А с другой стороны – это и «утренняя звезда», так со времен опять же средневековья именовали Люцифера, Дьявола. Недаром горделивый рэпер выколол себе на лбу число зверя - 666. Интересно, с каким умыслом?
Ну, на дьявола Алишер никак не тянет, он, скорее, мелкий бес, трикстер.

Хотя в эпоху большого упадка иных чертей и не водится. Квартирный и прочие вопросы нас так испортили, что Воланд сотоварищи поостерегутся сюда прилетать.

И вот недавно эксперты журнала Форбс включили М-штерна в список перспективных россиян до 30 лет в категории «музыканты». Почему-то мне стыдно за такую перспективу. А ведь попасть в список Форбс – это вам не передовиком колхоза «Красная мотыга» стать.

новое лицо российской музыки
новое лицо российской музыки

Непонятно почему вообще представителей подобного творчества относят к музыкантам. Где тут музыка? Ведь и сами хм.. ну, пусть блогорэперы откровенно признаются, что читают свои текстА под чужие биты, а то и вовсе бессовестно заимствуют целые мелодические куски из легендарных хитов. Так что, привет король римейков Филя Киркоров, ты проиграл.

А что до текстов? Если тексты Цоя, несмотря на простоту и немногословность, имеют полное право называться стихами, то что у Алишера? К чему эти матерные выкрики с пенька? Что? Они нравятся детям? Ведь, надо с прискорбием признать, что основная аудитория М-штерна вштыривает подростков 12-16 лет. Это им интересно про телки-тачки-бабки. Им, как и вам когда-то интересен протест.
Увы, что-то не покатили юной публике ни эрудит Оксимирон, ни философ Хаски.
Клипы? Да, они яркие, провокационные, в чем-то забавные. Но это заслуга съемочной группы.

кумир нового поколения? что?
кумир нового поколения? что?

Беда в том, что кумиром его утвердили теперь официально, включив в список Форбс. По сути плохого мальчика, чье творчество не несет ничего позитивного и созидательного, подняли на пьедестал.

Почему кумиром нового времени стал не боец с мужественным лицом и честными песнями, а дешевый лицемерный клоун с ехидной ухмылочкой?

Но давайте будем справедливы, в творчестве Моргерштерна есть своя эстетика. Это шутовство, гротеск, абсурд. Он как бы высмеивает роскошную жизнь и легкость достижения целей в шоу-бизнесе. Ведь он и начинал как пародийный блогер, доказывающий, что новые рэп-кумиры - дутые пустышки. Взрослый подкованный зритель разглядит, что это стеб, но молодежь принимает его выкрутасы за чистую монету. Им интересна яркая картинка и дорогая жизнь в клипах. Они верят. И ведутся.

Да, как пародия это имеет право быть, но жаль, что молодежь принимает его за настоящего кумира, выразителя их мечтаний. Им смешна и убога воспетая Цоем прокуренная кухня родителей. Им подавай сразу особняк и «Кадиллак».

-6

Моргенштерн на все 100 оправдывает свое имя – он безжалостно сокрушает остатки российской музыкальной поп-культуры. А вы плакали, что ниже Бузовой и падать некуда. А он открыто смеется над своей аудиторией: «я сделал деньги на даунах». Так не будьте такими, не слушайте его. Не несите ему деньги. И своим детям тоже это скажите.
Если они еще не слышали:

Говорят, развращаю детишек.
Учу их курить и бухать.
Дорогие родители, слышьте,
Надо было их нормально вам воспитать.

А вы как думаете, почему у подростков такие кумиры? Одна надежда на то, что его не то, что через 30 лет, а и через год не вспомнят.
Альбина Боголюбова. Рядом с легендой - Игорем Тальковым