15 августа у поклонников Виктора Цоя скорбная дата – 30 лет назад ушел из жизни их кумир. Его нынче вспоминают громко, даже показывают по ТВ памятные фильмы, но разве об этом он мечтал?
Он стал кумиром и голосом поколения без массированной атаки масс-медиа, без этих ваших ютубов и тиктоков. Без вайнов и баттлов.
Его записями обменивались полуподпольно, переписывали с катушек на кассеты сотни раз. О нем как-то узнавали. Это и была настоящая всенародная слава.
Чем он так зацепил целое поколение потерянных и ждущих перемен, попавших «в какой-то не такой круг»? Искренностью? Честностью? Правдой?
Цой - несомненно музыкант, автор простых, но врезающихся в душу цепляющих мелодий.
Цой без преувеличения поэт. Его можно назвать героем эпохи упадка, а именно такими и были 80-е, в которых он творил. Рушился мир, трещали старые парадигмы, а Цой сумел найти простые и точные слова, чтобы выразить то, что происходит.
И вот прошло уже (или всего) тридцать лет, и еще бродят в толпе повзрослевшие девочки и мальчики с портретами Цоя на рюкзаках, у их детей в плей-листе обязательно есть пара песен группы «Кино». Не выцветают в арках граффити «Цой жив», и собираются в них поклонники, чтобы вспомнить кумира и спеть его песни под гитару.
Он был настоящим. Ему и его поколению нужно было так немного: пачка сигарет в кармане и свет знакомой звезды, ведущей вперед.
Цой, в корейском произношении Чхве, переводится как «вершина». И он стремился к вершинам. Развивался как музыкант, хотел стать настоящим актером, совершенствовался как мастер боевых искусств.
Эх, знал бы Виктор, как поменяются кумиры молодежи всего 30 лет спустя.
Алишер Валеев. Мелкий бес, который «сделал деньги на даунах»
Он с наскоку заявил, что «Я - легенда, как Цой». Алишер Валеев взял себе претенциозный псевдоним Моргенштерн. Наверняка, вкладывал в это зубодробительное имя глубокий смысл. Как-никак, Моргенштерн – грозное средневековое холодное оружие, этакий карающий шипастый шар. Хм, ну чисто коронавирус, только в макромасштабе. Короче нечто, пришедшее уничтожить нашу музыкальную культуру. Что Моргенштерн и делает с превеликим успехом. А с другой стороны – это и «утренняя звезда», так со времен опять же средневековья именовали Люцифера, Дьявола. Недаром горделивый рэпер выколол себе на лбу число зверя - 666. Интересно, с каким умыслом?
Ну, на дьявола Алишер никак не тянет, он, скорее, мелкий бес, трикстер.
Хотя в эпоху большого упадка иных чертей и не водится. Квартирный и прочие вопросы нас так испортили, что Воланд сотоварищи поостерегутся сюда прилетать.
И вот недавно эксперты журнала Форбс включили М-штерна в список перспективных россиян до 30 лет в категории «музыканты». Почему-то мне стыдно за такую перспективу. А ведь попасть в список Форбс – это вам не передовиком колхоза «Красная мотыга» стать.
Непонятно почему вообще представителей подобного творчества относят к музыкантам. Где тут музыка? Ведь и сами хм.. ну, пусть блогорэперы откровенно признаются, что читают свои текстА под чужие биты, а то и вовсе бессовестно заимствуют целые мелодические куски из легендарных хитов. Так что, привет король римейков Филя Киркоров, ты проиграл.
А что до текстов? Если тексты Цоя, несмотря на простоту и немногословность, имеют полное право называться стихами, то что у Алишера? К чему эти матерные выкрики с пенька? Что? Они нравятся детям? Ведь, надо с прискорбием признать, что основная аудитория М-штерна вштыривает подростков 12-16 лет. Это им интересно про телки-тачки-бабки. Им, как и вам когда-то интересен протест.
Увы, что-то не покатили юной публике ни эрудит Оксимирон, ни философ Хаски.
Клипы? Да, они яркие, провокационные, в чем-то забавные. Но это заслуга съемочной группы.
Беда в том, что кумиром его утвердили теперь официально, включив в список Форбс. По сути плохого мальчика, чье творчество не несет ничего позитивного и созидательного, подняли на пьедестал.
Почему кумиром нового времени стал не боец с мужественным лицом и честными песнями, а дешевый лицемерный клоун с ехидной ухмылочкой?
Но давайте будем справедливы, в творчестве Моргерштерна есть своя эстетика. Это шутовство, гротеск, абсурд. Он как бы высмеивает роскошную жизнь и легкость достижения целей в шоу-бизнесе. Ведь он и начинал как пародийный блогер, доказывающий, что новые рэп-кумиры - дутые пустышки. Взрослый подкованный зритель разглядит, что это стеб, но молодежь принимает его выкрутасы за чистую монету. Им интересна яркая картинка и дорогая жизнь в клипах. Они верят. И ведутся.
Да, как пародия это имеет право быть, но жаль, что молодежь принимает его за настоящего кумира, выразителя их мечтаний. Им смешна и убога воспетая Цоем прокуренная кухня родителей. Им подавай сразу особняк и «Кадиллак».
Моргенштерн на все 100 оправдывает свое имя – он безжалостно сокрушает остатки российской музыкальной поп-культуры. А вы плакали, что ниже Бузовой и падать некуда. А он открыто смеется над своей аудиторией: «я сделал деньги на даунах». Так не будьте такими, не слушайте его. Не несите ему деньги. И своим детям тоже это скажите.
Если они еще не слышали:
Говорят, развращаю детишек.
Учу их курить и бухать.
Дорогие родители, слышьте,
Надо было их нормально вам воспитать.
А вы как думаете, почему у подростков такие кумиры? Одна надежда на то, что его не то, что через 30 лет, а и через год не вспомнят.
Альбина Боголюбова. Рядом с легендой - Игорем Тальковым