Найти в Дзене

Шпоры, падения и злые коты: что было не так с верховой ездой в Средние века

Оглавление

История человечества на протяжении многих веков была неразрывна связана с лошадьми и верховой ездой. Собственно, до начала-середины XX века, когда гужевой транспорт был окончательно заменен машинами, без лошадей вообще невозможно было представить себе ни город, ни деревню.

Между тем, навыки верховой езды отнюдь не заложены в человеке от природы (и в этом может убедиться каждый, кто впервые в жизни садится в седло). Поэтому и крестьяне, и дворяне прилагали все усилия к тому, чтобы с детства научить детей свободно держаться в седле и управляться с лошадью.

Кх-кхм. Это было долгое и лирическое вступление, а теперь, собственно, вынесенные в заголовок факт: ни в средние века, ни позднее ездить верхом люди не умели. И в XVI веке в Европе это осознали — тогда начало зарождаться искусство верховой езды.

Немного скучной теории о том, как управлять лошадью

Если вы — лошадник, листайте к следующей части, здесь ничего нового для вас не будет.

Итак, перед вами — животное, которое весит, в среднем, 500 кг, тяжеловоз — до 900 кг. Это животное не имеет ни единой причины куда бы то ни было вас везти — потому что у него есть свои потребности, как то: побегать по полю, спариться вот с тем симпатичным жеребцом, вывести жеребенка, покататься в траве, поесть (до 18 часов в день) и поспать. Зато это животное быстро бегает — развивает до 50-60 км/ч на галопе, — и выносливо (вывозит порядка ⅕ своего веса).

Да, они милашки. Но эти милашки способны не только откусить пальцы человеку, но и убить. Потому что вес удара копыта лошади — около 500 кг. Так что у вас есть две… хорошо, три задачи:
Да, они милашки. Но эти милашки способны не только откусить пальцы человеку, но и убить. Потому что вес удара копыта лошади — около 500 кг. Так что у вас есть две… хорошо, три задачи:
  1. Сделать так, чтобы лошадь не убежала от вас еще до того, как вы на нее сядете.
  2. Заставить ее бежать туда, куда нужно.
  3. Удержаться на спине лошади.

Рассуждая примерно таким образом, люди придумали:

  1. Приручать лошадь жеребенком. Жестоко наказывать за попытки куда-то убежать. Держать в загонах/закрытых конюшнях.
  2. Надевать на рот лошади максимально жесткие металлические конструкции, подвижка которых будет причинять боль и заставлять лошадь поворачивать туда, куда нужно человеку (это приспособление называется мундштук).
  3. Крепить на спине лошади большое и надежное седло, в котором можно удержаться.

А, кстати, для решения четвертой, не названной до сих пор проблемы — заставить лошадь двинуться с места — изобрели шпоры. Это металлические шипастые конструкции, которые крепились к обуви всадника в районе каблуков. При необходимости всадник ударял шпорами в бока лошади, причиняя боль — и заставляя от этой боли бежать.

Это шпоры
Это шпоры

Дальше — дело техники. Сел, держишься крепко, сдавил коленями спину и бока, как можешь, дал шпор — и тянешь за уздечку, прикрепленную к мундштуку, чтобы поворачивать — и тянешь за нее же обеими руками, чтобы лошадь остановилась.

Лошади и рыцари

В средневековый войнах, если почитать историю, кавалерия была вроде как страшной, но не слишком-то управляемой силой. И не удивительно — потому что управлять лошадьми рыцари могли весьма плохо — доспехи давали минимум контакта, а жесткие мундштуки и шпоры обеспечивали два состояния лошади: она несется как угорелая вперед, не разбирая дороги, и она замерла от боли.

Кроме того, средневековые лошади жили недолго: они возили почти предельный для себя вес (доспехи 15-25 кг в зависимости от страны и века, плюс рыцарь 80-110 кг в зависимости от сложения и упитанности, плюс доспехи на лошади еще хотя бы на 10 кг = явно больше, чем ⅕ веса средней лошади), получали либо чрезмерную нагрузку во время походов и военных кампаний, либо недостаточную во время стояния в стойле в перерывах между войнами.

Вот это мундштук, он помещается в рот лошади.
Вот это мундштук, он помещается в рот лошади.

Еще одна частая проблема заключалась в том, что в боях из-за несовершенной конструкции уздечек рыцари буквально разрывали лошадям рты — животные умирали в мучениях, а всадники оставались пешими и уязвимыми для пехоты.

Умельцы эпохи Возрождения

К концу XV века появилась, во-первых, военная необходимость в развитии кавалерии, а во-вторых, эстетический запрос на искусство верховой езды, которое можно было бы демонстрировать на турнирах и праздниках.

Впервые со времен античности заговорили о том, что нужно и всаднику учиться понимать лошадь, и лошадей обучать и тренировать, чтобы они понимали всадника.

Первопроходцем в становлении искусства верховой езды стал неаполитанский дворянин Федерико Гризоне. В 1550 году он написал и издал книгу «Gli Ordini di Cavalcare» («Правила езды»), в которой рассуждал о том, как должен вести себя всадник и чему стоит обучать лошадь.

Из книги Федерико Гризоне
Из книги Федерико Гризоне
Гризоне первым (не считая античного Ксенофонта) написал о том, что заезжать лошадь нужно в возрасте трех лет, но не раньше, чтобы не повредить спину, и не позже, чтобы добиться послушания и приучить к работе.
Он же представил достаточно современную конструкцию недоуздка, подходящего для начала обучения лошади.
Он первым в истории определил важность рыси как тренировочного аллюра.
Также он писал, что при езде контакт с поводом должен быть мягким — не требуется тянуть или рвать его на себя.

При всем этом, Гризоне был сторонником жестких (а с высоты нашего XXI века — изуверских) средств дрессировки. Например, он рекомендовал, если лошадь не желает подходить к месту посадки, бить ее палкой между ушей и окликать резко и грубо.

Особенно он прославился методами, которыми советовал избавлять лошадь от непослушания или привычки пятиться назад. Вот вам чудная цитата. Она заезженная, но слишком уж говорящая:

«Если твоя лошадь остановится или попятится, ставь за ней человека с длинной палкой, к которой привязан злой кот животом вверх, так что он может свободно пользоваться своими когтями и зубами. Человек должен прижимать кота к бедрам строптивой лошади так, чтобы кот мог кусать и царапать».

Вместо кота еще ежей рекомендовал…

Извините...
Извините...

Впрочем, Гризоне не был каким-то особым садистом — он был человеком своего времени.

В Возрождение для приучения лошади к послушности и для удобства управления было придумано более 120 видов мундштуков с разной степенью болевого воздействия.

И не только болевого. Чтобы лошадь не пыталась просунуть язык над мундштуком и избавиться от его воздействия, внутри, например, предлагали помещать соль или мед — из-за постоянного слюноотделения лошадь просто не сможет поднять язык.

Для облегчения дыхания лошадям резали ноздри. В качестве инструментов обучения использовали иглы, факелы, кнуты.

Французская революция

В вопросах отношения с лошадью революцию во Франции совершили еще в конце XVI века. Сделал это дворянин по имени Антуан де Плювинелль.

Плювинелль учит всадника приемам верховой езды. Гравюра Криспиана де Паса
Плювинелль учит всадника приемам верховой езды. Гравюра Криспиана де Паса

Он обучался в неаполитанской школе верховой езды, причем у самого гуманного ее представителя — Джованни Пиньятелли. Пиньятелли был сторонником более мягкого стиля обучения, нежели Гризоне и интересовался физиологией лошади.

Плювинелль в итоге полностью отошел от неаполитанской школы и создал собственный стиль, который послужил основой для формирования Высокой школы верховой езды.

«Я никогда не видел, чтобы насилием добились от лошади понимания. Поэтому основа всех моих учений: упражняться разумно, мало и часто», — писал Плювинелль, и в этих словах содержится основа его подхода.

Он считал, что лошадь — это, в первую очередь. живое существо, с которым можно и нужно искать общий язык.

Маленькое отступление

Антуан де Плювинелль проучился искусству верховой езды около пяти лет, после чего попал ко двору французского короля Генриха III. После смерти короля Плювинелль сумел заручиться расположением его преемника, Генриха IV Наваррского. В 1594 году, при поддержке короля, Плювинелль открыл собственное учебное заведение — Королевскую академию. Это учебное заведение я уже наверняка упоминала, и не раз. Это та самая академи, которую отказался посещать самоуверенный гасконец Д’Артаньян и которую мечтал, но не сумел окончить Арман Жан де Ришелье.

Плювинелль учил не только верховой езде и работе с лошадьми, но и танцам, этикету, манерам.

Петр Черкасов в биографии Ришелье описывает Плювинелля как очень яркого и харизматичного человека, способного «одним взглядом выразить свое мнение о высоте шляпки или цвете платка». При этом, если верить тому же источнику, Плювинелль был отличным оратором и с радостью погружал своих учеников в мир героических свершений генералов и королей прошлого.

Позднее Генрих IV пригласил Антуана де Плювинелля стать наставником в верховой езде для сына, будущего короля Людовика XIII. Во время обучения принца Плювинелль написал книгу — «Наставление королю в искусстве верховой езды». Книга была опубликована после его смерти.

Снова про лошадей

Методика Плювинелля строилась на том, что человек должен понять природные потребности и желания лошади. Животному должно быть интересно с человеком, поэтому при обучении он использовал всевозможные игры, которые побуждали бы лошадь делать то, что требуется.

Своих учеников он приучал ездить без шпор и жесткого мундштука — и добивался этим куда более впечатляющих результатов, чем его предшественники — ежами, факелами и шпорами.

Спасибо, что дочитали! Дальнейшая история Высокой школы верховой езды — уже узкопрофильная тема, в которую я как конник-любитель не готова влезать. Поэтому скажу только, что дальше отношения человека и лошади становились все более гармоничными. А потом изобретение мотора превратило верховую езду в досуг.

Читайте также:

Фантастические твари Средневековья: чего вы не знали о слонах

А как же эдикты, запрещающие дуэли?

И никакой медстраховки: как лечились во времена трех мушкетеров

#рыцари #средневековье #возрождение #три мушкетера #времена мушкетеров #ришелье #верховая езда #история европы