Мир был поражен многими мощными контркультурными движениями. Тот, который ближе всего к нашим сердцам, однако, охватывал середину двадцатого века: с послевоенных 1940-х годов вплоть до начала 1970-х годов мир был бомбардирован хиппи, цветочной властью, скваттерами, пацифистскими агитаторами и феминистками, каждые из которых боролись против статуса кво и степенного, консервативного среднего класса. И что же помогло всколыхнуть это революционное рагу?
Ну, книги, конечно! Писатели были прямо там, в самой гуще событий, писали литературные призывы к сплочению, которые мы все еще слышим сегодня. Трудно сказать, с чего начать – "страх и ненависть" Хантера С. Томпсона в Лас-Вегасе?" Голый Обед" Берроуза ? – но вот, во всяком случае, небольшая подборка.
Бойня Номер Пять, Курт Воннегут (1969)
Курт Воннегут один из самых любимых мною писателей, а потому он и открывает этот список. Это сугубо личное желание, и никак не занижает гениальность и важность всех остальных произведений. Но перечисление хочется начать именно с автора "Сирены Титана", "Колыбель для кошки" и "Бойни". Это трагично, и это одно из самых прекрасных, печальных, самых жестоких обвинений войны, когда-либо написанных. Его полное название - "Бойня номер пять или Крестовый поход детей", и в нем фигурирует путешествующий во времени солдат Билли Пилигрим, который находится в плену в Дрездене, когда союзники бомбили его во время Второй мировой войны. Лучшая научно-фантастическая сатира, которую вы когда-либо читали. Стоит сказать, что книга носит отчасти автобиографический характер, так как сам Воннегут участвовал во Второй Мировой Войне и был в плену в Дрездене на бойне номер... Ну, вы поняли.
Фрэнни и Зуи, Дж. Д. Сэлинджер (1961)
Может менее знаменитая, чем "над пропастью во ржи" (еще один книжный представитель классической контркультуры, что выступал против лицемеров), это своеобразная повесть, вошедшая в цикл рассказов о семье Гласс. История о разочарованных в настоящем, окружающем их мире, родных. Фрэнни, младшая сестра Симора и Бадди, переживает конфликт с внешним миром и презирает людей, и ее брат, Зуи, который пытается ее подбодрить, передавая мудрость их старшего брата, Симора, который покончил с собой несколько лет назад. Интерес Сэлинджера к восточному спиритуализму и медитации-очень популярный в то время-проявляется в этой книге, и родственные отношения между ними косвенно трогательны.В то время он получил смешанные отзывы, но все еще имеет огромное количество последователей.
Поправка-22, Джозеф Хеллер (1961)
Современная классика Хеллера-это самая лучшая сатира на свете (нет, я правда все еще помню о любви к Воннегуту, но ничего поделать не могу). Автор предлагает присоединиться к Йоссариану, Нэйтли, майору Майору Майору (звание, имя, фамилия — такова прихоть отца по фамилии Майор) и Майло Миндербиндеру, когда они пытаются мошенничать, уворачиваться и прятаться во время Второй мировой войны, не умирая, поскольку правила постоянно меняются вокруг них. Даже делая вид, что они сумасшедшие, чтобы их не допустили к службе, они только подтверждали факт своей разумности, ведь желать идти на смерть могут только сумасшедшие. Вся книга построена на таких вот преумножающихся парадоксах, фарсе, о желании жить, чувстве запутанности и непонимания. Антивоенная тема книги была чрезвычайно популярна среди американской молодежи, протестовавшей против американской интервенции во Вьетнаме и остается крайне актуальной для всего мира сейчас.
Страх полета, Эрика Джонг (1973)
"Брачные узы такие тяжелые, что их приходится нести вдвоем, а иногда и втроем" А.Дюма-сын.
Писательница эротической поэзии Айседора Зельда Уинг, находясь в отпуске со своим мужем, заводит роман с другим мужчиной. Так совсем коротко и очень не точно можно рассказать о сюжете. Этот откровенный роман вызвал бурю возмущения, но не стоит думать, что роман о сексе и сексуальности. Нет, не об этом, вернее, не только об этом. Здесь на первый план все же выходит поиск себя и вопрос "а чего хочет женщина?" заданный самой женщиной. Остаться ли ей со стабильным, таким понятным, но навевающим скуку мужем, уйти к любовнику (скажем честно, полному идиоту), но с которым героине весело и она чувствует себя живой, либо быть одной, периодически развлекая себя ни к чему не обязывающими связями, посвящая всю себя лишь себе. Определенно книга о попытке спасти себя.
Левая рука Тьмы, Урсула К. Ле Гуин (1969)
"Левая рука Тьмы" Ле Гуин получила премию "Хьюго" за лучший роман еще в 69-м, и литературный критик Гарольд Блум оценивает ее выше, чем Толкиена. Контркультурно? Среди женоненавистничества, которое обычно характеризует научную фантастику середины двадцатого века, тогда – да, определенно. Творчество Ле Гуин проложило значительный путь для будущих писателей. И кроме того, книга великолепна: в ней есть изгнание, убийства и межпланетные исследования, и нет никаких гендерных различий – конечно, найдется что-то для всех!
Рыбалка в Америке, Ричард Бротиган (1967)
Вероятно, самая странная книга из всех, "Ловля форели", помогла создать Бротигану репутацию автора мечтательных, особенно абстрактных текстов, которые все же были чрезвычайно удобочитаемы. Он анекдотический и фрагментарный, и у него есть ошеломляющий легион поклонников, двое из которых якобы назвали своего ребенка "Рыбалка в Америке". В книге название относится ко всему, от людей до отеля, и все это является отправкой основной американской культуры. Подсказка: если вам это понравится, то вы должны прочесть в арбузном сахаре (1968), действие романа происходит в коммуне, где все материальное создается из арбузного сахара, а под вуалью идиллии можно забыть о добре и зле. Хорошо ли это?
Пролетая над гнездом кукушки, Кен Кизи (1962)
Несправедливо затмеваемая киноверсией (которая тоже нравится, не волнуйтесь), пролетая над гнездом кукушки - это критика психиатрической практики, бихевиористской психологии и общего слепого следования правилам. Здесь есть и антагонистический антигерой Макмерфи, и архетипическая злая медсестра Рэтчед и массивный и молчаливый шеф Бромден, который одновременно рассказывает о книге и вдохновляется смелой натурой Макмерфи. Сам Кизи посещал психиатрические учреждения и принимал кучу психоактивных препаратов, включая ЛСД. Все дело в критике принудительной власти и стремлении к индивидуальной свободе, и если это не контркультура, то что же такое эта ваша-наша контркультура?
Почтовое Отделение, Чарльз Буковски (1971)
В главной роли алкоголик и азартный наркоман Генри Чинаски, который проводит нас в книгу, страдая от ужасной работы почтальона и еще одного почтового клерка. Почта-это своего рода автобиография, с Чинаски как несчастным негодяем альтер-эго Буковски. Он не делает ничего, чтобы придать достоинства старого доброго человека с девяти до пяти; он мрачен, грязен и низок; это все, что должно быть контркультурным здесь.
#книги
#контркультура