Собор в немецком городе Шпайер заслуженно занимает свое место в списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вот уже почти 1000 лет он является немым свидетелем европейской истории.
Пережив ряд войн, разрушений и перестроек, он доносит до нас дух нравов того времени, величественно возвышаясь и доминируя над окружающим его городом.
Строительство собора было начато в 1030 году по повелению императора Конрада II как фамильная усыпальница императоров из династии салических франков, являющихся потомками Карла Великого.
Затем строительство было продолжено сыном Конрада II - Генрихом III и закончено его внуком Генрихом IV.
К тому моменту Шпайерский собор был одним из крупнейших зданий мира.
В XVII и XVIII веках храм дважды разрушался французами, лишаясь части стен и западного фасада, но был восстановлен. В первый раз в модном и современном для того времени барочном стиле, а во второй и окончательно - в неороманском в середине XIX века.
Собор представляет собой традиционный базиликальный храм, с тремя нефами, трансептом, четырьмя башнями и большой криптой. Это массивное монументальное здание, сложенное из красноватого песчаника, с колоннами внутри, отделяющими друг от друга главный и боковые нефы.
В плане собор имеет форму латинского креста, который в те времена был символом власти церкви.
Несмотря на все многочисленные перестройки план храма оставался неизменным.
Общая длина собора: 134 м
Высота среднего нефа: 33 м
Ширина зальной части: 37,6 м
Ширина по транцепту: 56 м
Высота восточных башен: 71,20 м
Высота западных башен: 65,60 м
При строительстве Шпайерского собора было применено новаторское решение - собор стал первым крупным сооружением, которое было полностью перекрыто каменным крестовым сводом.
Выдающимся достижением зодчих, строивших этот храм, считается создание гармоничной структуры и ритма внутреннего пространства с помощью архитектурных элементов романского стиля.
В архитектуре императорского собора в Шпайере четкая, рациональная эстетика соединяется с монументальной мощью.
Шпайерский собор оказал значительное влияние на последующие постройки, благодаря новым конструктивным решениям.
Смягчилась суровость художественного образа, в архитектуре стали преобладать вертикальные, а не горизонтальные линии. Эта черта уже предвещает готическую устремленность к небу, характерную для более позднего церковного зодчества.
В архитектуре Шпайерского собора романское искусство достигло своего высшего развития. Собор, наравне с соборами в Майнце и в Вормсе, является кульминацией романского стиля в Германии.
В нем находят свою высшую ступень наиболее важные архитектурные формы и тенденции романского стиля в Рейнской области.