Вопрос о том, почему пользовательские запросы в поиске Яндекса влияют на тематику рекламных банеров на страницах поисковой системы и другие подобные вопросы неоднократно задавались на разных семинарах Яндекса.
Участники спрашивали ведущих по возможностям Яндекс.Почты: "Почему почта читает тему сообщений пользователя - это заметно по рекламным блокам, показываемым в web-интерфейсе почты?"
Совсем недавно в Яндекс.Музыке появился умный плейлист от КиноПоиска (КиноПлейлист), в который подгружаются саундтреки из просмотренных в КиноПоиске фильмов - это удобно, потому что часто треки к просмотренным фильмам пользователи самостоятельно ищут в Яндекс.Музыке.
Возникает вопрос: "На каком основании сервис КиноПоиск передаёт персональные данные о кинопредпочтениях пользователя сервису Яндекс.Музыка, даже если пользователь не опубликовывал их в открытом доступе на своей персональной странице киномана?"
Рассмотрим этот вопрос с юридической стороны.
Основными документами, регулирующими отношения сервиса Яндекса и пользователя, являются Пользовательское соглашение и Политика конфиденциальности. У каждого сервиса Яндекса есть своё пользовательское соглашение и, как правило, отдельное юридическое лицо, с которым пользователь заключает это соглашение методом его акцептования (согласия).
В каждом таком соглашении присутствует ссылка на Политику конфиденциальности, которая регулирует "всё, что не предусмотрено Соглашением".
На основании раздела 5 Политики конфиденциальности Яндекса определяется, что сервисы могут обрабатывать информацию пользователя в целях:
(iv) персонализация рекламы и предложений с учетом Ваших предпочтений, истории поиска и другой Персональной информации о Вас, доступной Яндексу;
(v) повышение удобства использования Сайтов и Сервисов, в том числе для показа наиболее релевантных результатов поиска и предоставления более персонализированных Сайтов и Сервисов, а также для улучшения других продуктов, приложений и Сервисов Яндекса;
(vi) создание новых продуктов, утилит и предложений Яндекса;
Получается, что предпочтения пользователя могут быть обработаны для персонализации рекламы, повышения удобства использования, создания новых продуктов и др.
На каком основании один сервис может передавать обработанные предпочтения пользователя другому сервису?
В Политике конфиденциальности есть раздел 7, в котором определены возможности передачи пользовательских данных:
7.1 В рамках Группы Яндекса
Яндекс может передавать Вашу Персональную информацию своим сотрудникам (в пределах, указанных в разделе 6 настоящей Политики). Яндекс также может передавать Вашу Персональную информацию своим аффилированным лицам, в том числе другим компаниям из группы лиц, к которой принадлежит Яндекс («Группа Яндекса»). Обратите внимание, что уровень защиты Персональной информации в некоторых странах может не совпадать с уровнем, установленном в вашей юрисдикции, и, используя Сервисы Яндекса, Вы соглашаетесь на такую передачу.
Получается, что персональные данные пользователя могут быть переданы компаниям Группы Яндекса в целях, указанных в разделе 5 Политики конфиденциальности, то есть с целью улучшения сервисов, повышения удобства их использования, создания новых продуктов и т.п.
Полезный совет (юридический лайфхак): Перед тем как обратиться в техническую поддержку по вопросу прав и обязанностей на сервисе, прочитайте заново Пользовательское соглашение - либо найдёте ответ на свой вопрос, либо сможете более точно сформулировать текст своего обращения и этим сэкономите своё время.
Читайте интересные статьи этого канала:
15 августа 2020 года.
Автор: юрист Демешин Сергей Владимирович.
Участвуйте в обсуждении, пройдите опрос об интересных темах будущих публикаций (ссылка опроса в описании канала, также в описании указаны правила комментирования публикаций).