Найти тему
Культурная Карта

Открыть себя для новой любви можно в любом возрасте

Оглавление

Фильм Открытия фестиваля «ДОКер-2020»

VI  Международный фестиваль документального кино «Doker/ДОКер» открылся вчера в кинотеатре «Октябрь» сильной позитивной мелодрамой — российской премьерой польского полнометражного фильма «Уроки любви». Режиссёры — две очаровательные девушки, Кася Матея и Малгожата Голишевская, после показа вышли в эфир через Zoom, заняв место главной героини на большом киноэкране.

Пять лет назад они были очарованы 69-летней полькой Йолой, решившей изменить свою жизнь, бросить мужа, пьяницу и драчуна, оставить его в Италии, переехать в Польшу и заняться, наконец-то тем, чем давно хотелось, — танцами, песнями и встречами с друзьями... И именно в этот момент ей встретились кинодивы, королевы документальных историй. И у Йолы началась совсем другая жизнь!

Кадр из фильма «Уроки любви», реж. Кася Матея и Малгожата Голишевская
Кадр из фильма «Уроки любви», реж. Кася Матея и Малгожата Голишевская

О фильме «Уроки любви»

Три немолодые уже девицы собрались на пляже. Сидят себе на песочке, говорят про мужчин, конечно же. Воспоминают молодость и представляют, как бы могло быть, если бы… пил ― не пил, бил ― не бил. Всё. Кажется, сейчас сюжетная линия уйдёт в эти социальные дебри. Но нет! Главная героиня настолько увлекает своей естественностью и в то же время артистизмом, что во время просмотра забываешь, что это документальный фильм. Йола великолепно играет саму себя. Вот она с дочкой, учит её быть женственной: «Ты видела меня без косметики и в брюках? Хоть один день? Нет, я всегда в платье и с макияжем». Она даже на больничной койке выглядит как графиня, готовая, между тем, разрешить любимому уснуть на её руках.

Это её уроки любви. Как надо любить. Кажется, она и сама узнаёт об этом в свои 69. И с радостью делится этим знанием. И радость эта не сходит с её лица даже в задумчивости. Она напевает даже тогда, когда в её польском доме сквозь прохудившуюся крышу капает дождь… прямо на постель. Раскрыв два зонта, она засыпает под ними с улыбкой.

― Йола в фильме начинает открывать себя, берёт уроки музыки и танца. Они для неё становятся своеобразной психотерапией, ― рассказывают Кася и Малгожата. ― Таким образом она познаёт себя и начинает новую жизнь. Наблюдая за персонажами в фильме, мы увидели некоторые закономерности, модели, паттерны, которые смогли применить и для себя. Мы увидели, что то, как ведут себя люди, применимо к нашей собственной жизни. И много о самих себе узнали. «Нам всем надо работать над собой.»

Кадр из фильма «Уроки любви», реж. Кася Матея и Малгожата Голишевская
Кадр из фильма «Уроки любви», реж. Кася Матея и Малгожата Голишевская

Интересно, что новые отношения главной героини фильма завязались уже в процессе съёмок. Таким образом, у создателей документальной истории появлялись новые события, которые из простой короткометражки о танцевальном клубе, куда приходила Йола, позволили сделать полный метр о ней, такой живой и яркой, такой решительной и жизнерадостной.

― Нам очень повезло. Они встретились и полюбили друг друга на наших глазах! И мы всё это смогли снять на камеры, ― говорят режиссёры. ― Мы хотели сделать фильм об освобождении от домашнего насилия. Для нашей героини насилие уже в прошлом и его нет в её настоящем, она с оптимизмом смотрит в будущее. Мы хотели сосредоточиться на этом.

Кадр из фильма «Уроки любви», реж. Кася Матея и Малгожата Голишевская
Кадр из фильма «Уроки любви», реж. Кася Матея и Малгожата Голишевская

Среди зрителей, которым захотелось поделиться своими впечатлениями с авторами, были психотерапевты. Их профессиональный интерес к документалистике понятен.

Основной же посыл фильма «Уроки любви», по словам режиссёров, в том, что несмотря на обстоятельства мы в любом возрасте можем открыть себя для новой любви. Долой «стокгольмский синдром», который непременно существует в семьях, где долгие годы при наличии домашнего насилия люди продолжают жить вместе «и в горе, и в радости» и даже говорят, что любят друг друга. Йола как раз пример того, как человек может преодолеть созависимость.

Кадр из фильма «Уроки любви», реж. Кася Матея и Малгожата Голишевская
Кадр из фильма «Уроки любви», реж. Кася Матея и Малгожата Голишевская

Режиссёрская работа великолепна. Только посмотрите на кадры из фильма ― каждый словно фотография ― может жить своей жизнью. Из этих кадров можно сделать уникальную фотовыставку. Думаю, следует отметить не только двух режиссёров (что становится весьма распространённой историей в кинопроизводстве), но и тех двоих, кто остаётся за кадром ― продюсера Анну Стелинскую и монтажёра Алана.

О фестивале и открытии

Авторы фильмов, которые не смогли лично приехать на фестиваль в Москву, прислали оправдательные видеозаписки, типа «у моей кошки вчера родился котёнок, и ей нужна моя помощь», «у моих цветов день рождения, и я готовлю им подарок — крашу стену в белый цвет». Кто-то не смог оставить дома зверушек, у кого-то родился племянник, кто-то боится ехать в Россию, потому что тут лучшие... гимнастки (!?), кому-то надо обрабатывать землю и собирать помидоры, а у кого-то просто прихватило живот... коронавирус? Э... Ну, да, есть и такие, что именно из-за пандемии не смогли «сдвинуть своего деревянного коня с места».

Doker vs. Zoom, весна 2020
Doker vs. Zoom, весна 2020

Получилась такая групповая объяснительная, с которой организаторы фестиваля первым делом познакомили нас, зрителей. Очень лёгкое видеоприветствие от авторов настроило на позитивный просмотр.

Члены жюри на «ДОКере», кстати, тоже не в полном составе. Из шести, представленных на экране, на фильм Открытия фестиваля пришла только Софья Капкова. Остальные смотрят конкурсную программу онлайн.

Члены жюри кинофестиваля "ДОКер-2020"
Члены жюри кинофестиваля "ДОКер-2020"

― Для нас было важно провести фестиваль именно в режиме оффлайн, поэтому мы ждали. Фестиваль должен был пройти в июне, но проходит в конце августа. И мы даже не рассматривали вариант проводить фестиваль в онлайн, потому что тогда бы потерялись все ценности и смысл, ― признаётся директор фестиваля Ирина Шаталова. ― Нам важно соединять авторов фильмов и зрителей. И в этом году мы будем это делать благодаря видеосвязи. При этом документальное кино будет идти на большом экране, чтобы у вас была возможность оценить то, как оно сделано ― как снято, какой звук, свет и т.д.

Двенадцать фильмов основного конкурса будут проходить в кинотеатре «Октябрь» и Центре документального кино по 1-2-3 фильма в день. Среди них две международные премьеры. Все они будут впервые показаны в России.

С программой фестиваля можно познакомиться на сайте «ДОКера». Кстати, посмотрите треллеры, вдохновитесь, послушайте музыку к анонсам. Её специально для треллеров написала и исполнила dj Sovatara, она же программный директор фестиваля Анастасия Тарасова.

Анжелика ЛУКИНА, фотокадры из фильма «Уроки любви»