Большинство людей не представляют жизни без музыки, ведь музыка создаёт атмосферу или наполняет её, поднимает настроение, мотивирует и т.д. В наше время музыка повсюду, либо играет в заведениях, на улице в машинах, либо в наушниках у каждого второго мимо прохожего. Сколько зарабатывают музыканты, говорить не приходится. Отсюда понятно, насколько это творчество востребовано обществом, насколько вжилось оно в нашу повседневность, соответственно в кору головного мозга.
Люди не задумываются, музыка - это хорошо или плохо, разве только о том, что у кого-то плохой вкус в музыке, а у кого-то и вовсе отвратительный. В исламе отношение складывается иначе, например многие люди уверены, что за прослушивание музыки вам будут заливать расплавленный свинец в уши и не важно плохой вкус у тебя или хороший. ПОЧЕМУ?! Что дурного в том чтобы слушать музыку получать удовольствие и расслабляться? Не говоря уже о классической музыке, которая, как показали научные исследования способна ускорить выздоровление больных, к примеру её рекомендуют слушать при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, гастрите, мигрени, астме, диабете, склерозе и многих других.
Несмотря на эти плюсы большая часть учёных богословов подтверждают запретность музыки и игры на музыкальных инструментах, при этом они конечно же опровергают выше перечисленные плюсы. Опираются эти богословы на следующие доводы.
Коран. Сура 31 аят 6 (5)
Смысл: Среди людей есть те, кто покупают забавные речи (историю,речь,песню,рассказы), чтобы сбить с пути Господа без всякого знания и делают его (путь) предметом насмешек. Они - те, для которых уготовано унизительное наказание (в вечности).
Этот аят большая часть учёных приписывает только к музыке и трактуют так, будто речь идёт только о ней, но остальная часть учёных трактует аят иначе, они считают, что речь идёт о любой языковой форме речи, которая несёт в себе исключительно негативный смысл, например сбивающий с пути Аллаха или высмеивающий этот путь ! В таком случае не важно будет это песня, анекдот или рассказ, такая речь будет запретной.
Кроме того существует множество хадисов в которых упоминается негативное отношение к музыкальным инструментам самого пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), по большей части эти хадисы недостоверные или же додуманные, например следующий хадис часто приводят, как довод сторонники радикального подхода в этом вопросе:
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Появятся среди моих последователей люди (народы), которые позволят себе прелюбодеяние, натуральный шелк, употребление спиртного и струнные инструменты. Вне всяких сомнений, спустятся люди (народы) к подножию высокой горы. Вернется к ним вечером пастух с их стадом. Придет к ним со своей нуждой (будучи нищим), а они ему скажут: «Приходи завтра!» Ночью обрушит Всевышний на них гору, а кто из них останется в живых превратит в обезьян и свиней до Конца Света».
Имамов аль-‘Аскаляни и аль-‘Айни комментируя этот хадис в своде хадисов имама аль-Бухари дают понять, что контекст указывает на недопустимое применение музыки в сопровождении греха, ведь относительно всего упомянутого (прелюбодеяние, алкоголь, шелк для мужчин) однозначно запрещено в Коране и достоверной Сунне, а относительно музыки запрета нет.
А теперь хадис и аргументы, которые приводят учёные дозволяющие музыку, в религии ислам.
‘Аиша (жена Мухаммада) передает: «Пророк пришел домой, когда дома были две служанки, они пели. Он прилег и повернул голову. Через некоторое время зашел Абу Бакр, поругал меня и воскликнул: «Дудка Сатаны в доме Пророка?!» Посланник Всевышнего повернулся и сказал: «Абу Бакр! У каждого народа есть праздник, это же (эти дни) — наш праздник (не ругай их, пусть играют, поют)». Когда он задремал, я взглядом подала знак, и служанки вышли.
Прямого текста, запрещающего музыку нет ни в Священном Коране, ни в достоверной Сунне (хадисы), поэтому, другая часть учёных относят музыку к тем вопросам, запретность или разрешённость которых зависит от формы применения, смысла и намерения.
Поэтому подчеркну, что если в песне присутствует мат, призывы к запретным действиям и т.д. то такая песня будет запретной по мнению всех учёных богословов, даже если это не песня а какой-нибудь анекдот или рассказ.
Кстати это далеко не единственный хадис указывающий на дозволенность музыки, если вам интересно я напишу отдельную статью об этом, так как их довольно много.
Всем мир и ассаляму алейкум.