Псков – это, конечно же, город церквей. Здесь только памятников, охраняемых ЮНЕСКО – 10 штук. И какие это церкви! Но туристы, по моим наблюдениям, не особо всем этим наследием интересуются. Хотя, конечно, посетители есть. Но в Пскове есть особое место, которое впору поставить на одну ступеньку с памятниками времен Византии. В частности, это Мирожский мужской монастырь.
Основан монастырь еще до 12 века, точная дата не известна. Когда-то он был очень богатым предприятием с большими владениями. Но потом земли отняли монастырь стал занимать совсем небольшую территорию. Но в нем сохранился настоящий шедевр русской архитектуры.
Это Спасо-Преображенский собор, построенный в 12 веке. Это уникальное здание является наиболее сохранившимся образцом домонгольской русской архитектуры, сейчас в нем музей. Стены этого храма пережили многое и там чувствуется такая настоящая русскость, как и во многих местах Пскова. Мирожский монастырь место мощное, знаковое, но почему-то в совсем нет людей. Может просто в мой приезд так совпало. Но по монастырю я бродила одна. Где-то вдалеке монахи пилили дрова, на выходе встретила пару человек и все. Удивительно. Впрочем, в Пскове вообще было мало туристов, видно, пандемия сказалась.
Еще в 12 веке все внутренне пространство храма было покрыто фресками художниками из Греции, продолжавшими византийскую традицию. Именно в этих фресках видно, что знаменитый Феофан Грек хоть и был гением, но не появился на пустом месте, что он продолжатель мощной традиции. Некоторые альтернативные историки даже уверяют, что Феофан принимал участи в росписи этого храма, в составе группы художников, но это даже хронологически невозможно.
В 17 веке фрески были забелены и собственно поэтому сохранились. Потом их отмывали и даже снова прорисовывали. Уже много лет реставраторы освобождают из плена времен исконные изображения. И купол уже можно увидеть в первозданном виде и он потрясает своей энергией, экспрессией. Тут даже и неверующий испытывает невероятные мистические чувство и на ум, из глубин памяти, приходит слово «исихия» - молчание ума, когда происходит контакт с непостижимым.
Жаль, что в соборе повсюду стоят леса, нет былой камерности, но все же энергия там потрясающая. Да и ценность фресок для русской и мировой культуры немалая. Очень редко можно убедиться, что до монгольского ига на Руси была мощнейшая культурная, православная традиция. Все-таки кто-то очень умный придумал для Пскова слоган: «Россия начинается здесь», это очень метко.
Есть в Пскове и еще один шедевр храмового зодчества – это Снетогорский монастырь, с потрясающим собором Рождества Богородицы. Его расписывали уже русские мастера, за 60 лет до Феофана Грека, но с похожей силой, выразительностью, энергетикой, и отсюда пошла псковская школа. К сожалению, фрески сохранились очень фрагментарно. Но историки смогли восстановить былой облик, пока в виде программы росписи, но хочется думать, что фрески смогут воссоздать.
Эти шедевры по своему значению, пожалуй, не уступают шедеврам Леонардо да Винчи, но почему-то о них мало знают в России. Не хорошо. Нам есть, чем гордиться!
А вы бывали в этом монастыре? Как впечатления?