Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Единственная модель "Икаруса" с внешностью "Мерседеса"

Все мы знаем автобус "Мерседес"-0305. В 90-е годы большое количество таких машин попало в Россию, отработав до того на дорогах Германии. Помимо них схожего внешнего вида были автобусы МАН, Магирус и даже Олье. Все от того, что в Западной Германии в 1967 году были приняты основные требования к стандартному городскому автобусу, которые были сформулированы Отто Шульцем - VÖV 1967. Стандартизированы были и требования к компоновке салона и внешнему виду автобусов. Именно с целью выхода на западногерманский рынок венгерской фирмой "Икарус" в 1970-е годы был создан автобус 190 модели. Автобус "Икарус"-190 спроектирован и построен в соответствии с требованиями VÖV 1967. По этой причине "Икарус"-190 по компоновке и внешнему виду имеет сходства с 0305 моделью "Мерседеса". Венгерская Внешнеторговая компания автотранспорта MOGURT через компанию Ferrostaal AG связалась с компанией по транспортному консалтингу и технологиям (GVV), дочерней компанией гамбургской Hochbahn (HHA). Результатом переговор

Все мы знаем автобус "Мерседес"-0305. В 90-е годы большое количество таких машин попало в Россию, отработав до того на дорогах Германии. Помимо них схожего внешнего вида были автобусы МАН, Магирус и даже Олье. Все от того, что в Западной Германии в 1967 году были приняты основные требования к стандартному городскому автобусу, которые были сформулированы Отто Шульцем - VÖV 1967. Стандартизированы были и требования к компоновке салона и внешнему виду автобусов.

"Икарус"-190 из архива Шуляк В.
"Икарус"-190 из архива Шуляк В.

Именно с целью выхода на западногерманский рынок венгерской фирмой "Икарус" в 1970-е годы был создан автобус 190 модели. Автобус "Икарус"-190 спроектирован и построен в соответствии с требованиями VÖV 1967. По этой причине "Икарус"-190 по компоновке и внешнему виду имеет сходства с 0305 моделью "Мерседеса".

"Икарус"-190, источник фото pinterest.ru
"Икарус"-190, источник фото pinterest.ru

Венгерская Внешнеторговая компания автотранспорта MOGURT через компанию Ferrostaal AG связалась с компанией по транспортному консалтингу и технологиям (GVV), дочерней компанией гамбургской Hochbahn (HHA). Результатом переговоров стало создание опытного экземпляра автобуса "Икарус"-190. Осенью 1971 года он был отправлен в Гамбург, где испытывался в HHA под номером 2100 на территории автобусного парка Местеркампфа. После испытаний автобус вернулся в Венгрию на доработку. После доработки он снова был представлен в Гамбурге в 1972 году. Венгерской стороне сопутствовал некоторый успех, был заключен опционный контракт на поставку максимум 280 автобусов между МОГУРТ и гамбургской транспортной компанией.

Вид сзади, источник фото https://vk.com/wall-1891902_136882
Вид сзади, источник фото https://vk.com/wall-1891902_136882

Серийные поставки автобусов в Западную Германию осуществлялись с декабря 1973 года, но венгерские машины поступали не на HHA (там приняли решение о сотрудничестве с Мерседесом и получали большие партии автобусов 0305 модели), а к гамбургским транспортным предприятиям Гамбург-Гольштейн (VHH). Первая поставка включала двадцать автобусов, которые получили бортовые номера 7329-7348 и были переданы в гараж Бергедорфа. С 1975 по 1977 год в VHH осуществлялись дальнейшие поставки из Венгрии, эти автобусы использовались в городах Ноймюнстер и Нордерштедт. Однако "Икарусу" не удалось поставить заявленный максимум в 280 автобусов, было поставлено лишь 154 машины. В середине 1980-х годов "Икарусы"-190 покинули улицы немецких городов, но на этом история модели не закончилась, в начале 1980-х годов в Кувейт было поставлено дополнительно 100 автобусов модели "Икарус"-190.

"Икарус"-190, источник фото https://auto.vercity.ru
"Икарус"-190, источник фото https://auto.vercity.ru

Один экземпляр автобуса первой серии (с бортовым номером 7345) был выкуплен VHH ближе к нашему времени для эксплуатации в качестве музейного. Состояние его было удручающим, в итоге презентация и ретро-поездки с автобусом так и не состоялись и весной 2009 года автобус был передан для сохранения гамбургскому Омнибусному клубу (HOV).

"Икарус"-190, источник фото Artfile.ru
"Икарус"-190, источник фото Artfile.ru

В производстве "Икаруса"-190 использовались в основном венгерские комплектующие, за исключением электрики, рулевого управления и коробки передач. 6-цилиндровый дизельный двигатель RАBA по лицензии Мана модели Rába-MAN D 2156 HM6U мощностью 192 л.с. с прямым впрыском и размещался горизонтально в корме. Автобус соответствует по размерам требованиям VÖV 1967. Длина "Икаруса"-190 составляла 11 м, ширина 2,5 м и высота 3,085 м, база 5,6 м. Высота от земли до пола у "Икарса"-190 составляла 740 мм. Тем не менее, первая серия (как и ранние стандартные автобусы Бюссинга, Mагируса и Ман) еще не имела изогнутых задних угловых стекол. Автобусы из первой партии имели существенное сходство с автобусом МА SL192. В отличие от немецких стандартных автобусов, ступени на дверях состояли из пластиковых молдингов, а не из металлических листов. Пассажирские сиденья, обтянутые красной искусственной кожей, были очень удобными благодаря своей мягкой обивке и усиленным боковым направляющим. Автобус имел два варианта размещения сидений, соответственно их количество разнилось, был вариант с 37 и 45 местами для сидений, соответственно разным было и рекомендованное к перевозке число стоячих пассажиров - 75 и 61 соответственно. Масса "Икаруса"-190 составляла 16000 кг.

"Икарус"-190, источник фото https://auto.vercity.ru
"Икарус"-190, источник фото https://auto.vercity.ru

Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из открытого доступа сети "Интернет".

Другие материалы канала по теме транспорта:

Иваново получит новые троллейбусы

Троллейбус МАЗ-203Т

Пойдет ли в массы троллейбус от Камаза?

-7