Самоходная установка «СУ-76» была разработана конструкторами Кировского завода №38 под руководством знаменитого Гинзбурга на базе легкого танка «Т-70». Сам танк собрали в феврале 1942-го года, а самоходка была разработана уже к лету.
Первые СУ-76 собрали лишь к концу осени 1942-го года. Сау была оснащена не особо надежной спаркой двух 70-сильных двигателей. Изначально СУ-76 решил забронировать полностью, но т.к. это мешало работе членов экипажа, крыша рубки вскоре была убрана.
После выпуска 608-ми «СУ-76» конструкцию танка решили доработать. Но т.к. фронт чрезвычайно нуждался в столь несложной в производстве и одновременно относительно мощной сау, «СУ-шка» отправилась вновь на производство с «половинчатыми мерами» под индексом «СУ-76М» (усилили моторесурс и убрали крышу).
В таком виде «СУ-76» попала на театр военных действий к лету 1943-го года. Однако ее результаты были в основном плохими.. Гинзбурга «сделали виноватым», сняли с «конструкторских постов» и направили прямиком на фронт заместителем командира роты по вооружению, где он вскоре (9 августа) и погиб..
7-го июня 1943-го года вышло постановление комитета обороны о «СУ-76»:
— «Самоходные установки СУ-76, имеют в эксплуатации множественные поломки. Данные недостатки возникли по вине главы комиссариата по танковой промышленности, начальника ГАУ КА (главного арт. управления красной армии), директора завода №38 и непосредственно главы конструкторского бюро Гинзбурга».
— «Срочно прекратить производство СУ-76 <...> за предложение комитету начать серийный выпуск СУ-76, комиссару танковой промышленности Зальцману сделать выговор».
Однако, шла война, и нужда красной армии в легких САУ была столь острой, что вновь вернувшийся первый комиссар танковой промышленности объявил конкурс на лучший подобный бронеобъект.
Участие приняли конструкторскими группами все того же завода №38 и ГАЗа. Главным новшеством была спарка двигателей от легкого Т-70. С конца 1943-го года эти 2 завода и Мытищенский завод №40 начали крупное серийное производство «СУ-76», который стал массовым настолько, что занял второе место вообще среди всех танков и сау второй мировой в СССР (после Т-34).
Всего за все время было собрано 13'684 «СУ-76», из которых 9 тысяч соорудил ГАЗ в одиночку. Производство «СУ-76» было остановлено лишь после войны в октябре 1945-го года, а через несколько лет вообще сняты с вооружения армии СССР.
Характеристики СУ-76:
- Масса — 11,2 тонны
- экипаж — 4 человека
- размеры — 5,0 м (длина) * 2,74 м (ширина) * 2,2 м (высота)
- вооружение — 76,2 мм пушка ЗИС-3
- УВН орудия — от -3 до +25 градусов
- УГН орудия — от -25 до +25 градусов
- бронирование:
Лоб корпуса (влд) — 50 мм (25 мм под углом 60 град)
Борта корпуса — 15 мм
Лоб рубки — 38 мм (35 мм под углом 25 град)
Борта рубки — 11 мм (10 мм под углом 25 град)
- максимальная скорость — 44 км/ч (по шоссе)
- удельная мощность — 12,5 л.с. на тонну
- подвеска — индивидуальная торсионная
- запас хода — 250 км (по шоссе)
«СУ-76» действительно стала тем самым сочетанием массовости, легкости и минимально адекватной мощности (76,2 мм пушка от Т-34). Довольно хороша она использовалась как "фугасная" артиллерийская установка, однако противотанковые ее возможно были на уровне Т-34-76, чего на 43-44-ые года уже конечно же было мало.
А что вы думаете про СУ-76? Пишите в комментариях ↓