Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Почему до сих пор экранизируют роман Мэри Шелли «Франкенштейн»?

На Женевском озере летом 1816 года собралась романтическая компания: виллу снимал лорд Байрон, уже известный поэт, прославленный не только стихами, но и бесчисленными любовными романами. От меланхолии его лечил друг, доктор Полидори. Рядом небольшой домик снимал поэт Перси Биши Шелли, увёзший из семьи 18-летнюю Мэри Годвин (свою будущую жену) и её сводную сестру Клер, которая очень быстро познакомилась с блестящим лордом (и так же быстро забеременела от него, чему была очень рада – ребёнок от гения!), а затем познакомила с Байроном всю компанию.

Лето было дождливым, молодые люди, сидя у камина, с наслаждением разговаривали о необычном в жизни, читали немецкие повести о привидениях, обсуждали невероятные опыты итальянца Гальвани, который демонстрировал возможности электричества, под действием которого отрезанные лягушачьи лапки двигались! Байрон предложил сочинить рассказ о сверхъестественном. Именно здесь у Мэри возник фантастический сюжет, который прославил её.

Мэри Годвин (в замужестве Шелли)
Мэри Годвин (в замужестве Шелли)

Наверно, лишь немногие помнят о вольнодумце, атеисте и авторе тонких лирических стихов Перси Биши Шелли, а вот об авторе первого романа о монстре, созданном талантом учёного, который не подозревал, чем закончатся его эксперименты, знают (или хотя бы слышали) практически все.

Мэри Шелли сделала несколько открытий. Во-первых, она впервые задумалась о том, какую силу приобретает в руках человека научное открытие – ведь учёный способен создать жизнь из мёртвой материи! Наука становится гигантской силой, и Мэри предчувствовала, как забавные и чуть жутковатые опыты с электрофорной машиной и задвигавшейся лягушиной лапкой могут обернуться чудовищными научно-технически-технологическими катастрофами.

Опыты Луиджи Гальвани с электричеством.
Опыты Луиджи Гальвани с электричеством.

Во-вторых, рождается новое существо, и монстр требует у Виктора Франкенштейна (именно так зовут учёного, а не монстра) создать ему пару – Виктор в ужасе представляет мир, наполняемый и заселяемый монстрами (именно из этого романа потом родятся все страшилки о зомби, живых мертвецах, пришельцах, захватывающих Землю). Он уничтожает монстра-женщину, и одинокий монстр-мужчина начинает мстить.

Только начался ХІХ век, милая молодая женщина в длинном платье, затянутая в корсет, покусывая гусиное перо, нанизывает строчки, которые потом заставят задуматься миллионы людей: воскрешение из мёртвой материи – вот что придумал учёный! А вдруг это возможно? Пусть со страшными швами, пусть с неудовлетворёнными желаниями, но жизнь, которую даст наука!

Мэри Шелли
Мэри Шелли

Самую широкую известность роман и сама Мэри Шелли приобретут с появлением кино. Аппаратура становится всё необычнее, искрят провода, сыплются разряды, на приборах качаются стрелки – это наука врывается в такую привычную, тихую, уютную жизнь обычного человека, и что она несёт – чудесные открытия или чудовищные изобретения? И замирает зал, и прерывается дыхание, когда на экране появляется признанный исполнитель роли монстра – англичанин Борис Карлофф.

Борис Карлофф в роли монстра
Борис Карлофф в роли монстра

Потрясающий грим, длинные, какие-то нечеловеческие руки – газеты писали, что актёр настолько убедителен, что вознгик вопрос о его происхождении – человеческое ли?

Так милая женщина из старой доброй Англии поставила вопросы, которые до сих пор обдумывает человечество: чего мы ждём от научных открытий и почему открытия так страшны? Именно поэтому до сих пор роман «Франкенштейн» экранизируют, пытаясь ответить на эти вопросы, и каждый раз экранизации всё страшнее.