Найти тему
Пропаганда

Белоруссия, которую мы потеряли?

События в Белоруссии (август 2020) - новый майдан или проявление народного гнева? Мы потеряли Белоруссию?

Ну очень не хотелось комментировать. В общем, вопрос простой - с ним справились бы и мои студенты. Ну хорошо... Итак, вполне очевидно, что события в Белоруссии это очередная попытка "оранжевой революции". Разумеется, попытка эта исходит из США. И как раз резкое обострение напряженности в стране свидетельствует, что американские технологи понимают, что уже проиграли. Или, точнее, они лелеют надежду, что у них остался последний шанс - на деле же шансов у них нет. Чем сегодняшние выборы отличаются от всех предыдущих? Все очень просто. В ноябре этого года Белоруссия должна подписать соглашение об интеграции с Россией, то есть фактически войти в состав последней. Соответственно, американцы решили сделать все, чтобы этого не случилось. Фактически, на этот раз белорусский народ сделал свой выбор не просто в пользу А. Лукашенко, но Белоруссия выбрала объединение с Россией. А планы американцев рухнули, как карточный домик. Чем нам вся эта возня грозит, можно очень легко вычислить по аналогии с предыдущими столь же провальными проектами американских технологов - выбирайте: Грузия, Украина, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Боливия, Турция, Ливия, Сирия. Где-то американцы победили? Нет. Но все-таки разберемся в деталях. Я думаю, лучше всего применить аналогию с Украиной и Грузией. С Украиной - именно для разбора деталей, с Грузией - чтобы узнать, чем все закончится.

Если применять аналогию с Украиной, то, полагаю, сегодня ситуация аналогична первой оранжевой революции (2004 г.). Однако, есть отличия. Например, фактически, сегодня было голосование не за пост президента, как на Украине, а за интеграцию - когда она произойдет, пост Лукашенко и его фигура уже не будут иметь такого значения, как раньше. И народ Белоруссии сделал свой выбор. Второе отличие - в разрыве между кандидатами. Если разрыв между В. Януковичем и В. Ющенко составлял всего 3%, то ближайший преследователь А. Лукашенко - С. Тихановская едва набрала десять процентов, то есть отстала от лидера на 70% голосов. Учитывая то, что ее фигура не имела практического значения, а просто концентрировала вокруг себя протестный электорат, можно сказать, что существенного количества народа, настроенного против интеграции с Россией, в Белоруссии нет. Третье отличие в том, что на момент начала оранжевой революции в Минске уже накрылись подобные революции в добром десятке стран. То есть, все, даже сами революционеры знают, что все в любом случае закончится ничем.

И, разумеется, с учетом всех отличий нам следует попытаться придти к выводу, чем все закончится при каждом варианте развития событий. Собственно, вариантов два, как у блондинки из известного анекдота - прокатит или не прокатит. Рассмотрим первый. Далее события, видимо, должны развиваться по украинскому сценарию. Объявляют совершенно нелепый третий тур (здесь - второй) и на нем почему-то побеждает С. Тихановская. Я понимаю, что вариант невозможен, но все-таки давайте дойдем до конца в нашем построении. Далее, вероятно, С. Тихановская отказывается от интеграции, быстро подписывает какую-нибудь бумагу, вроде интеграции в Евросоюз и... Ну для начала, Евросоюз-то теперь другой - он уже и сам - член ЕАЭС, хоть и ассоциированный. То есть глупо вступать в него, если ты и так член ЕАЭС. Ну допустим. А потом случатся новые президентские выборы. Ну точнее, это, если повезет. А вероятнее всего, скажем, через год новый майдан сметет Тихановскую вместе с ее проевропейским движением. И в любом случае пророссийская кандидатура - Лукашенко ли, Петренко ли, или вообще Иваненко - не важно - побеждает. Белоруссия сделала свой выбор, а что бы ни делала Тихановская, придя к власти, она может только ухудшить ситуацию. Ведь сегодня экономика Белоруссии держится только на российской помощи - я, разумеется, не думаю, что Россия откажет братскому народу только за то, что у него теперь президент с другой фамилией, но ведь перед самой Тихановской ее вашингтонскими хозяевами поставлена задача от России избавиться. То есть она сама должна отказаться от российской помощи. А США сегодня далеко не в том состоянии, чтобы оказывать помощь кому-то, вроде Белоруссии. Даже Польша, куда более лакомый для США кусок, была США потеряна по этой причине. А. Дуда прежде чем попрощаться, похоже, навсегда, с Д. Трампом, задал ему пару сакраментальных вопросов: "А не могут ли США, чисто случайно, поставлять Польше газ по цене российского?" и ответ - "Не могут." "А не могут ли США, чисто случайно, построить в Польше АЭС, а потом ее обслуживать?" И опять, - нет. "Ну так чего же вы от Польши хотите?" Последний вопрос был уже чисто риторическим. А когда экономика Белоруссии рухнет, народ уже не удастся сдержать ни печеньем, ни слезоточивым газом. Проходили. Все помнят, что Ющенко, находившийся в куда лучшем положении, продержался один срок, а дальше опять победил пророссийский кандидат. М. Саакашвили - два, но результат был тем же. Ну или, если рассмотреть аналогию со вторым майданом, то срок еще меньше - московский кандидат П. Порошенко пришел на Украине к власти уже через 4 месяца после победы Майдана. То есть, возможно, П. Порошенко тогда и не был промосковским кандидатом, но выбрали его именно как промосковского кандидата как ответ майдану. И на этом майдан захлебнулся. А первое, что сделало правительство П. Порошенко, кстати, возглавляемое одним из деятелей Майдана А. Яценюком, это отказалось от ассоциации с Евросоюзом, именно ради которой, собственно, Майдан и собирался.

Как мы понимаем, американские технологи сегодня не столь изощрены в своей профессии, чтобы отказавшись от использования заведомо проигрышного сценария, наконец, перестать наступать на те же грабли. Но сегодня они не учли и еще несколько факторов. Во-первых, сегодня Россия на столько существенно превосходит их в экономическом и политическом влиянии, что не может быть и речи, чтобы американскую мечту предпочесть российской. Соответственно, москвостемительные тенденции наблюдаются поголовно во всех странах Евразии, и американцы со своей замшелой мечтой просто смешны. Ну примерно, как Трамп, вероятно, искренне, принявший многотысячный антиамериканский митинг в Польше за демонстрацию поддержки. Во-вторых, майдан не просто проиграл на Украине. Ведь Украина, Белоруссия и Россия сегодня образуют единое медийное пространство. И пророссийские тенденции, наблюдаемые на Украине, сразу переносятся и на белорусскую почву. В-третьих, США расчитывали на поддержку бывших (но упорно американцами бывшими не признаваемых) союзников - стран Прибалтики, Польши, Финляндии и других стран Евросоюза. Но не тут-то было. Руководства этих стран взяли, да и признали результаты выборов. Почему? Да все очень просто. Латвия, Литва, Эстония, Финляндия и Польша ждут-не дождутся, когда будет запущена Белорусская АЭС (БелАЭС, Островецкий район, Гродненская область) - ведь они все будут получать электроэнергию с нее. А, уважают они США или нет, но кроме России им электроэнергию никто не поставит. А если в Белоруссии начнутся события по образцу украинских, то открытия БелАЭС, вероятно, придется ждать еще года четыре. А, не дай бог, под это дело могут быть заморожены строительство Балтийской АЭС в Калининградской области России и Висагинской АЭС в Литве, также запланированных для обеспечения указанных стран (плюс еще несколько стран Европы) электроэнергией. Тут уж, извините, не до политических амбиций заокеанских бывших партнеров.

В качестве краткого итога все-таки проговорим наиболее вероятные перспективы белорусского майдана. Вероятно, о протестах сегодня мы сможем на какое-то время забыть - все пошло не так, как рассчитывали американские технологи, у них просто не будет выбора. Следует, однако, понимать, что в планах американских технологов не просто попытка свергнуть Лукашенко, а попытка помешать подписанию договора об интеграции Белоруссии с Россией. То есть в ноябре следует ожидать повторения майдана. Но учитывая его августовский провал, майдан будет уже не таким заметным и точно так же провалится, как предыдущие.