Что такое стандартные и нестандартные задачи?
Еще в начальной школе ребята учатся решать задачи, где есть текстовые условия и числовые данные, из которых нужно выбрать краткое условие, установить связи между числовыми данными и составить план действий. Это известные приемы (если больше на..., то то-то...), не будем их сейчас разбирать. Такие же приемы ребята очень часто пытаются применить при решении нестандартных задач. но это не помогает.
Кроме того, и стандартные задачи в школах порой учат решать не совсем правильно, и ребята не всегда понимают, какое действие надо выбрать. Например, младшие школьники знают, что большее полагается делить на меньшее. И когда, предположим, 5 руб. требуется разделить на 20, они могут 20 разделить на 5. А ведь нужно сначала о смысле подумать, перевести рубли в копейки.
Что дают детям нестандартные задачи? Для чего нужны такие задачи? Они расширяют кругозор, повышают интерес к математике.
Когда ребенок, да и любой человек, решил, достаточно сложную задачу, над которой продолжительное время думал, появляется внутренняя уверенность: веда он что-то преодолел, поднялся на ступень выше в своих знаниях и умениях. Даже если ребята слабы, например, в вычислениях, но логическую задачу решили, успех придает уверенности в своих силах и интерес к математике возрастает.
Если же ребенок учится на пятерки и всё как орешки щелкает, ему просто необходимы всё новые знания. Он чувствует, что ему чего-то не хватает, становится скучновато на уроках, а учителя не всегда успевают поставить перед ним более сложную задачу.
В своей книге я не привожу много примеров задач с разборами, поскольку существует масса различных задачников, где эти примеры есть.
Мы поговорим о том, как подходить к этим задачам, как к ним относиться.
Ошибочные подходы к решению.
Есть два момента, которые могут Вас повести по неправильному пути.
Если задача решена быстро и легко - это сигнал, что сделали её неверно, потому что, как правило над нестандартными задачами мы должны подумать подольше. Но "подумать подольше" - это второй момент, который ставит ребят в тупик, особенно отличников, привыкших давать быстрые ответы. Получив неверный ответ, такой ученик перебывает в недоумении: "Ведь, вроде, всё знаю, что нужно делать, да и с числами у меня всё в порядке..."
Продолжение в моей книге! Готовится к выходу второе издание)))
Заинтересовались? Пишите в комментариях.