Найти в Дзене
В поисках красоты

🌺Секреты музея Фаберже.

Оглавление

Небольшой музей Фаберже, созданный в 2013 году по инициативе фонда «Связь времен», на данный момент является одной из самых примечательных коллекций русского декоративно-прикладного искусства. Примечательной в том плане, что экспонатов из этой области прекрасного сохранилось на просторах нашей страны не так уж и много, а места, где они доступны для изучения и наблюдения, вообще единичны.

К сожалению история российского государства изобилует большим количеством переворотов, войн и трагедий, часто происходящих по воле недалеких правителей, которые со времен падения монгола-татарского ига обладают здесь ничем неограниченной властью, независимо от формы правления и политического строя.

Системы, которая обеспечивает стабильность, культурную и историческую преемственность поколений в Европе, у нас нет и никогда не было, а все попытки создать ее наталкивались на сопротивление народа, легко поддающегося на разного рода провокации и обещания (что мы можем наблюдать прямо сейчас)…

Итог: бессмысленные и кровавые бунты, мятежи, перевороты, тираны и разбазаривание за гроши национальных культурных ценностей и достояний, без которых немыслима эта самая культурная идентичность и историческая преемственность.

Из экспонатов музея Фаберже
Из экспонатов музея Фаберже

Недаром при посещении европейских государств вместе с эйфорией часто ощущается где-то в глубине сердца и болезненный укол от осознания, что наша в общем-то не менее богатая и прекрасная культура, значительно уступает европейской по одной простой причине — каждое новое поколение уничтожает ее фактически до основания, оставляя на пепелище лишь скромные осколки, которые как стервятники расхватывают агенты иностранных музеев и частных коллекционеров…

В этой связи посещение музея Фаберже стало для меня особенной отдушиной — маленький музей, подобно изящной шкатулке драгоценностей хранит в себе настоящие сокровища русского декоративного искусства, долгое время прозябавшего в упадке и практически забытого за годы советского минимализма.

Об экспонатах, которым музей обязан своим именем я уже рассказывала в первой части, теперь же речь пойдет о тех, что не имеют отношения к знаменитой фирме, но отнюдь не уступают по красоте и качеству ее творениям.

Русское серебро.

Начну наверное с самого драгоценного — серебра. В нашей стране в отличие от Европы этот металл был в изобилие да и качество у него было намного лучше. А потому в декоративном искусстве он стал безусловным монополистом, охватив все отрасли: от самой изящной - ювелирной, до брутальной — декора оружия. Практически каждое из этих проявлений можно увидеть в экспозиции маленького музея.

Особую прелесть этим экспонатам придают исторические особенности: поскольку коллекции музея затрагивают в основном прекрасную эпоху второй половины 19-начала 20 века, то невольно являются отражением ее моды, вкусов и предпочтений. А применительно к художественному миру красоты годы эти были во многом переломными и даже эпохальными.

Это было время возврата к национальному прошлому и культурным традициям, время, когда в Европе правила бал неоготика и рыцарские романы Вальтера Скотта, а в России — славянские сюжеты и былины. В дальнейшем из этого повального увлечения историческим прошлым вырастет новый художественный стиль, которому суждено будет стать самым прекрасным в истории мирового декоративного искусства — модерн…

В экспонатах музея Фаберже особенно сильно заметны эти, пока еще едва уловимые, но уже такие яркие черты нового стиля, придающие обычным серебряным изделиям совершенно новое, уникальное звучание. Конечно холодная серость серебра несколько ограничивала размах творческой мысли и богатство декора — она по сути шла в разрез с исконно русской, почти славянской тягой к душевности, теплоте.

К счастью ювелиры нового времени очень быстро вспомнили о техниках и творческих достижениях древних мастеров. И в первую очередь о самой главной из них: скрасить однообразную тональность драгоценного серебра ремесленникам прошлого удавалось благодаря искусному мастерству в изготовлении эмалей.

Эмали музея Фаберже.

Яркие и красочные эмали, переливающиеся всеми возможным цветами и оттенками, стали для меня самым приятным открытием при посещении музея Фаберже.

Старинная технология, созданная еще древними египтянами (краткую историю развития эмали как ювелирного материала можно прочитать здесь), передавалась из поколение в поколение, обрастала новыми техниками и благодаря своей пластичности позволяла реализовывать любому мастеру самые смелые идеи и фантазии. Но к середине 17 века она практически полностью была вычеркнута из мира декоративного искусства по воле моды, которая внезапно воспылала страстью ко всему вычурному и кичливо роскошному.

Две сотни лет об искусстве изготовления эмалей практически не вспоминали, дополнительным минусом здесь служил еще и довольно сложный, очень трудоемкий процесс их изготовления, в то время как техника огранки драгоценных камней стала намного качественнее и проще.

И вот, совершенно неожиданно, всего за какой-то десяток лет эмаль снова триумфально вернулась в мир прекрасной роскоши благодаря художникам модерна, и в первую очередь — ювелирам (в частности — Рене Лалику).В русской интерпретации ей была уготована особая роль — роль посредника между прошлым и настоящим

Когда в мире декора воцарились эмали, он словно ожил - казалось строгие и чопорные украшения в одночасье буквально взорвались всеми цветами радуги. Не случайно яркие, насыщенные краски, заполнившие каждый миллиметр декоративного украшения — первое, что бросается в глаза на экспозиции музея Фаберже, посвященной русским эмалям второй половины 19 века и первых десятилетий 20 века.

И только позже, когда глаз наконец-то привыкает к этому пестрому царству стекла и металла, становится доступным для понимания мотив и сюжет рисунка, а затем, вслед за причудливыми изгибами странных растений и дивных цветов, зритель погружается в волшебный мир, населенный древними былинными героями, сказочными персонажами и мифическими животными.

То тут, то там на серебряных гранях разных шкатулок, портсигаров, кувшинов, тарелок и многочисленных ювелирных безделушек проглядывают очертания древнерусских богатырей, видится прекрасная птица Сирин или грустный Алконост. А фон буквально расцветает от эмалевого блеска прекрасных цветов, некогда населявших детские сны и фантазии…

От всего этого становится как-то тепло на душе...возможно виной всему воспоминания о древнерусских сказках, которые невольно проникают в сознание при взгляде на эти странные предметы декора, а может быть — это заслуга искусных мастеров, сумевших воплотить в сущности с помощью обычного стекла, такое многообразие красок, форм и сюжетов...

А как же религия?

После эмалей, серебра, шедевров Фаберже, может показаться, что экспозиция маленького музея вряд ли уже сможет чем-то еще покорить или удивить. Но, видимо его организаторам показалось преступным упущением не затронуть одну из самых важных составляющих отечественной культуры — православную веру…

Если шедевры Фаберже позволяют соотечественникам испытать чувство гордости за достижения отечественных мастеров (пусть и иностранного происхождения), а эмали — напомнить о древнем богатстве нашей культуры и ее особой красоте, то еще одна — последняя экспозиция, - помогает вспомнить о том, благодаря чему эта культура была и остается такой уникальной и такой живучей, не смотря на все испытания, которые достаются на долю нашей страны — о православной вере.

Речь идет о выставке икон — одного и самых специфичных направлений в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Церковь везде и всегда была главным двигателем ремесленного производства — дом Бога, равно как и предметы культа ему посвященного, требовали особой роскоши, особой красоты.

Неудивительно поэтому, что даже в 19 веке, когда мир декоративного искусства наконец-то вышел из тени своего более прославленного собрата — искусства монументального, а рациональная наука по всем фронтам теснила религию, православная церковь продолжала оставаться одним из главных клиентов многочисленных ювелиров. Иконы же всегда были особой, очень важной составляющей для духовного мира русского человека...

Наверное поэтому, даже при всей моей болтливости и склонности к длинным, высокопарным предложениям, мне все равно очень трудно передать ту гамму чувств, которую я испытала, находясь на этой выставке.

Строгие лики святых, наполненные темными, грустными красками, при всем при том излучают какую-то непостижимую логическому разуму теплоту, наполняют душу покоем и странной тоской по чему-то непонятному, недосягаемому, едва ощутимому на самом краю сознания… Кажется что вот-вот и поймешь что так бередит душу, к чему она так стремится и не может понять, но миг и оно снова ускользает…

Наверное, именно это ощущение пытались передать многочисленные поколения ювелиров и художников, создавая сложные драгоценные оправы для икон, декор которых был неподвластен ни требованиям моды, ни канонам того или иного художественного стиля, а подчинялся только вере и душевной тоске по чему-то вечному, недостижимому, невероятно прекрасному…

Итог: маленький музей и невероятное количество впечатлений.

Возможно такие яркие впечатления возникли в моей душе под воздействием красоты многочисленных экспонатов музея Фаберже, а возможно - виной всему длительная вынужденная самоизоляция, связанная с коронавирусной пандемией.

Но, так или иначе — всего лишь один час, проведенный в стенах этого музея, стал настоящим открытием для меня, как для искателя красоты, как для историка, и просто как для любого русского человека, которому периодически очень нужно увидеть или ощутить что-то по-настоящему прекрасное из мира отечественной культуры, чтобы понять, что не все так плохо в нашей стране, как об этом сейчас любят говорить многочисленные популисты и «либералы»…

В конце-концов, единственное к чему могут привести их прения и разглагольствования — это очередной бессмысленный бунт, который скорее всего принесет новые потери нашей богатой культуре… Остается только надеется, что этого не случится, а начинания, подобные музею Фаберже, смогут жить и развиваться помогая нам и нашим потомкам ощущать культурную и историческую идентичность с таким трагичным, но все-таки таки великим прошлым...

По традиции ссылка на сайт музея, где можно купить билеты, заказать экскурсию и ознакомится с самыми ценными экспонатами: https://fabergemuseum.ru/

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Интересные статьи о малоизвестных музеях:

  • музей моды города Парижа - путешествие online;
  • музей средневековья или музей Клюни - путешествие online;
  • музей школы Нанси - любителям модерна посвящается;
  • музей Рене Лалика.
  • музей живой лошади во французском замке;