Найти тему
Владимир Зима

Почему персонал подбирают по гороскопу

В последнее время вижу всё больше публикаций о том, что работодатели при наборе людей требуют оценить кандидатов у астролога, нумеролога, таролога или еще какого-нибудь «специалиста». Дошло даже до того, что в профессиональных сообществах стали рекламировать вебинары вроде «Астрология в подборе персонала: плюсы и минусы». И не удивлюсь, если вскоре на полном серьезе начнут обсуждать наличие магического потенциала кандидата на основе яркости его ауры или еще какого-нибудь бреда.

А сигнал этот, на самом деле, очень печальный. Ведь к «магическим» методам обращаются тогда, когда всё летит к чёрту и других вариантов решить проблемы люди не видят. Я часто замечал, что если в какой-либо стране или регионе дела идут не очень хорошо, то обязательно в нем будет масса рекламных щитов и объявлений, призывающих людей в какую-либо церковь, секту или к экстрасенсам. Причём, стоит ситуации наладиться, эта активность идёт на спад, а щиты наполняются нормальной коммерческой рекламой. Видимо, они больше не дают нужного притока неофитов и клиентов.

Так что, по активизации всяческих «магов» вполне можно отслеживать насколько хорошо идут дела. И видимо, они идут не очень.

Кризис

Кризис – это не время, в которое проблемы появляются. Это время, когда они проявляются. Когда оказывается, что скорость принятия решений всерьез отражается на бизнесе, а качество выполнения работы становится для клиентов весьма критичным. И конечно же, в это время всплывают все управленческие ошибки.

Например, если до кризиса потеря клиента из-за нерасторопности сотрудников было событием не слишком страшным, то на его пике может оно запросто поставить компанию на грань выживания. А ведь эта нерасторопность чаще всего вызвана тем, что никто не удосуживался заниматься процессами и квалификацией сотрудников. И руководителей никто не учил правильной постановке задач и грамотным методам принятия решений. И грамотной работе с кадрами тоже никто не занимался. Просто нанимали людей, примерно подходящих для определенной работы. А дальше смотрели тянут или не тянут. Ну, а если не тянут, то не торопились с заменой. Это же и новый подбор, и последствия неприятные могут быть.

Так что, во время кризиса профессионализм тех, кто подбирает людей и ими управляет, становится критически важен. Но вместо него появляется астрология и экстрасенсорика. Как символ отчаяния.

Подбор сотрудников

Подобрать нужного сотрудника всегда нелегко. Нужно учесть массу параметров. Проверить его квалификацию, отношение к выполнению правил, степень самостоятельности в принятии решений (причем, высокая самостоятельность для одних должностей будет плюсом, для других минусом), и тому подобное. А для этого, подбор должен осуществляться специалистом, который всё это умеет выявлять. Который прошел обучение и использует и интервью, и тесты для того, чтобы понять все особенности человека.

Но специалистов по оценке мало. Зато много тех, кто себя таковыми считает. И когда они совершают ошибку за ошибкой, то вместо того, чтобы учиться у профессионалов, решают, что просто звезды не так сложились. И что интересно, некоторые владельцы малых и средних компаний тоже в это верят. А что им остаётся? Сами они в подборе ничего не понимают. Нормальных профилей должностей у них нет. Про компетенции они вообще не слышали. Так что вместо того, чтобы привлечь настоящих профессионалов для оценки своего горе-персональщика, они приглашают… астролога. И все в плюсе. Астролог рассказывает, что персональщик ни в чём не виноват, ведь Меркурий был ретроградным, а нанятые бездельники просто не соответствовали звездным требованиям.

А дальше вступает в действие явление, которое называется апофения – способность человека находить взаимосвязи в случайных событиях. Если новый сотрудник прижился и даёт неплохой результат, то и персональщик, и директор убеждаются в том, что именно гороскопическое совпадение привело к такому результату. Ну, а если не приживается, то находят этому объяснение в каком-нибудь звездном периоде или еще каком-нибудь бреде. И каждый раз убеждаясь в действенности «магических» методов они забивают на то, чтобы строить нормальные управленческие процессы и начинают всецело полагаться на какого-нибудь «магического специалиста».

И происходит это до тех пор, пока компания не разоряется. Просто потому, что для хорошего результата веры в магию недостаточно. Для него нужно прикладывать массу усилий. А зачем их прикладывать, если есть более легкий способ?

Вот так и процветают, благодаря лени и ограниченности мышления, бизнес-гадалки, бизнес-астрологи и прочая нечисть.

Вы увидели астролога. Что делать.

Если в компании решения о подборе принимаются на основе астрологического прогноза, то есть определенный риск того, что и решения по поводу премий, депремирований, назначений и т.п. будут приниматься так же. Так что, если на собеседовании у вас спросили о точном времени вашего рождения, а потом предложили работу, то у вас есть три варианта.

Если вы искренне верите в то, что сможете перевоспитать руководство, как молодожёны верят в то, что обязательно изменят друг друга, то можете попробовать поработать в этой компании, каждый день всё больше разочаровываясь в людях.

Если вы недостаточно профессиональны в своей специальности, то просто поблагодарите звезды и альтернативно одаренных людей за то, что у вас наконец-то появилась работа.

А если вы действительно профи, то разворачивайтесь и бегите. И ищите работу, на которой будут ценить не ваш знак Зодиака, а результаты.

А в видео вы можете посмотреть какие еще идиотизмы бывают при подборе сотрудников.