100 лет с Федерико Феллини
Иногда приходится слышать, что Феллини и его кино устарели, что новое время и новый зритель требуют нового зрения. Но это вовсе не так.
Федерико Феллини – один из тех режиссеров, кто основывал свои фильмы на собственных размышлениях, мечтах, жизненных событиях и фантазиях, кто не стремился передать специальное послание человечеству, а рассматривал кино просто как развлечение. В его многогранной биографии можно найти ответы на многие вопросы о нем самом и его творчестве.
Феллини, имея авторитет первого кинематографиста мира, не любил рассуждать о современности и актуальности. Он полагался не на технику, а на волшебство и куда охотнее описывал не приемы, а своих героев — Джельсомину, Кабирию, Казанову, Сарагину, Градиску. Описывал словами, которые обременительны для наукообразного теоретизирования: душа, надежда, страдание или милосердие. Как их измеришь?
Когда‑то его имя гремело на всех континентах. Сейчас оно гремит в вечности. Кто слышит — тот слышит. При жизни его одинаково почитали по обе стороны железного занавеса. А с его уходом в 1990-е как будто ушла и прекрасная, романтичная эпоха, когда великие режиссеры были еще и учителями жизни — милосердными к людским слабостям и смягчавшими нравы.
Образы Феллини — детский рисунок, лишенный полутонов и подтекстов: клоуны на пыльной дороге, ветер, несущий мишуру отшумевшего карнавала, бескрайнее море, омывающее маленький городок. В его мире все будто увидено впервые, названо точно и правильно — так Адам давал имена вещам и явлениям. Как же не хватает сегодня этого умения посмотреть на мир наивным взглядом, не ища в нем подвоха. Веселье в его фильмах хмельное и безоглядное, ночные площади, залитые мертвенным светом фонарей, таинственны и страшны, а море, как ему и положено, манит. И в этой неизменности фактов бытия Феллини безусловно современен, как современны Данте и Сервантес, Бах и Моцарт, Боттичелли и Рафаэль. Могут ли устареть взгляд ребенка и мудрость пророка?
Он снимал разное кино, для одних — социальный реалист, для других — фантазер и фокусник, для третьих — мастер гротеска и сатирик. Но даже его сатира — метафизична, он не обвиняет, а скорбно констатирует неизбежное вырождение мира, из которого уходит душа; так в пустоте Казановы видится воплощение любого общества, объявившего своим идеалом массовое потребление и гедонизм. Это не вчера началось и кончится не завтра. И что ты скажешь на это? Только: «Аза‑низи‑маза!»
Итальянский Институт Культуры в Москве и дистрибьюторская компания «ПилотКино» при поддержке Посольства Италии и Государственного центрального музея кино представляют ретроспективу фильмов Федерико Феллини, чье 100-летие отмечает мир в 2020 году.
В рамках празднования юбилея великого режиссера будет показана уникальная по количеству и составу программа фильмов, которую редко встретишь на больших экранах.
А мы с вами можем сейчас уже увидеть шедевры, ставшие вехами в фильмографии режиссера. Среди них — снятый по сценарию Тонино Гуэрры «Амаркорд», лауреат премии «Оскар» и премии Национального совета кинокритиков США как лучший иностранный фильм, и «Казанова Федерико Феллини» с Дональдом Сазерлендом, фильм-лауреат премии «Оскар» за лучшую работу художника по костюмам и двух премий BAFTA.
Здесь представлены и «Белый шейх», где соавтором сценария выступил Микеланджело Антониони; «Город женщин» с Марчелло Мастроянни в главной роли; «Сатирикон Феллини», номинированный на «Оскар» и «Золотой глобус».
В ретроспективу вошли также два знаковых фильма, которые никогда прежде не были широко показаны в России и помогут понять творчество Феллини от рассвета до «ухода в ночь».
«Маменькины сынки» — один из первых фильмов маэстро, принесших ему мировую славу, лауреат Венецианского кинофестиваля и номинант на «Оскар».
«Голос Луны» — последняя картина Феллини, его духовное завещание и одна из лучших работ молодого Роберто Бениньи.
Где посмотреть? В группе ИТФиС можно увидеть данные кинокартины:
По материалам из статей и журналов в свободном доступе.
Если Вы подписаны на нас, значит Вы истинный любитель итальянского кинематографа.
Подписывайтесь на наш канал в Дзен, следите за новостями в ИТФиС, вступайте в группу МИК.