Поступление в детский сад - это следующий этап развития и взросления ребенка. И случается так, что некоторым деткам этот шаг дается тяжело.
У меня трое детей и с каждым из них мы уже прошли адаптацию, которая проходила по-разному. В этой статье я хочу поделиться опытом и своими наблюдениями по этому вопросу.
Прежде чем рассказать о нашей адаптации, я выделила 4 основных момента, на которые стоит обратить внимание
- детский сад для ребенка - это новое место, куда он должен пойти и остаться без мамы на длительный период
- ребенку необходимо подстроиться под режим садика, а он может отличаться от домашнего
- в садике ребенок попадает в новый для него коллектив, где есть взрослые и такие же маленькие малыши, с которыми ему надо научиться взаимодействовать
- здоровье ребенка - это, пожалуй, одно из важных составляющих и может повлиять на благополучную адаптацию
А теперь проанализируйте, что в жизни ребенка из выше перечисленного уже было. Например, ваш ребенок уже оставался без вас дома (с папой, с бабушкой или с другим взрослым человеком). При этом он расставание переживал нормально, без истерик. А со взрослыми у него устанавливались хорошие отношения.
Насколько ваш ребенок "режимный". В данном случае я не имею в виду, что он соблюдает точно такой же режим, как в садике. Но у вас соблюден определенный распорядок дня и у ребенка в голове уже есть понимание определенной последовательности событий.
Как часто ваш ребенок играет с другими детьми. Например, на детской площадке, в песочнице. Возможно вы уже посещаете какие-нибудь развивающие кружки или часто ходите в гости, где есть дети или даже сверстники. Обратите внимание, как он ведет себя? Стесняется ли при других, может ли попросить разрешения поиграть чужой игрушкой? Насколько для него это сложно и вызывает дискомфорт или он делает это легко?
Здоровье может повлиять на процесс адаптации. Причем, я сейчас не о легких простудных заболеваниях. Здесь больше вопрос о психологическом здоровье, о состоянии нервной системы и других заболеваниях, где требуется дополнительный уход или внимание.
А теперь на пример адаптации своих детей я разберу, насколько по разному может проходить адаптация при разных исходных данных.
Адаптация со старшей дочкой
В садик мы пошли в 2,5 года. Дочь Маша родилась маловесной (1890 гр) и какое-то время мы наблюдались у невролога, но на момент поступления в сад мы были сняты с учета. Режимным ребенком мою дочь не назовешь. Например, мы уже до садика днем ложились спать крайне редко. С аппетитом у нас были проблемы и что плохо - мы на момент поступления в сад ели каши из бутылочки.
У нас были попытки посещать развивающие кружки, но непродолжительное время. Общение с другими детками случались на площадке, но не так часто. Ребенок оставался уже со взрослыми (с бабушками, папой) без мамы, причем на несколько дней.
Буквально за полгода до момента поступления в сад у дочки появился братик (я родила второго ребенка) и это также сказалось на эмоциональном состоянии ребенка. Хотя заметно это не было.
Надо сказать, что пошли мы довольно легко в садик. Да были слезы, но не так долго. Как-то одна из воспитательниц нам сказала, что Маша очень сдержанный ребенок и свои слезы старается не показывать. Уже можно было тогда насторожиться, на самом деле. Но моя неопытность не предала этому значения. Я наоборот порадовалась, что такой маленький человечек уже сдерживает свои эмоции.
В общем, проходили мы в сад 2 недели, а потом у нас начались проблемы со здоровьем. Началось всё с банальной простуды, потом это всё перетекло в ангину и самое удивительное (дочь не была часто болеющим ребенком, с антибиотиками лечились только 1 раз, когда был бронхит) антибиотики нам не помогли, потом нам прописали другие антибиотики...
Попали мы в инфекционную больницу уже в состоянии средней тяжести. Пару суток на капельницах и антибиотики в уколах. Для ребенка это был, конечно, стресс. После этого мы несколько месяцев не посещали садик. И в течение лет двух у нас случались рецидивы. Мы были на учете у инфекциониста и периодически проходили лечение.
Спустя года полтора, дочь с удовольствием посещала сад. А в школе очень часто вспоминала и до сих пор вспоминает о садике, причем только хорошее.
Про адаптацию второго и третьего ребенка читайте во 2й части.
И напишите в комментариях, согласны ли вы с теми наблюдениями, что я описала выше? Или поделитесь своими замечаниями. Буду благодарна.