Ю.Р. Чиркова
Потребность в квалифицированных менеджерах, способных быстро реагировать на все изменения рынка и вести бизнес грамотно, растет с каждым днем. Учиться и учить других «управлению» становится тенденцией времени. В связи с этим, практически во всех вузах есть факультет менеджмента или управления.
Но, несмотря на это, сегодня все чаще в различных изданиях можно встретить критику в адрес классического высшего образования.
«Учебный процесс в классическом вузе характеризуется следующими особенностями:
- Принуждение к учебе.
- Большое количество усваиваемой информации.
- Упор на зарубежку (механическая память), так как пассивный мозг не способен глубоко обрабатывать и систематизировать усваиваемую информацию (мышление по своей природе – активный процесс).
- Преобладающие формы занятий: лекции, семинары, практикумы на допотопном оборудовании.
- Студент забывает выученный материал сразу же после сдачи экзамена.
В результате подобной учебы выпускник вуза приобретает навык кое-как выполнять профессиональные операции. То есть в рамках своей специальности он умеет работать своими руками. Но практически нигде в сфере классического высшего образования студентов не учат работать чужими руками. Имеющиеся в программе курсы менеджмента лишь рассказывают об управлении, но необходимые для этого поведенческие навыки у слушателей обычно не формируют» [2, 15].
Успешное достижение целей профессионального обучения предполагает создание благоприятных условий для учебного процесса, выбор подходящих средств и методов обучения, определение содержания, участие высококвалифицированных преподавателей, их высокую мотивацию и заинтересованность обучающихся на учебный процесс и его результаты. При этом, немаловажную роль на эффективность профессионального обучения оказывает соблюдение важнейших принципов, лежащих в основе обучения и подготовки современных менеджеров в вузе. Среди таких принципов, в первую очередь, можно выделить следующие:
1. Обеспечение обучающихся обратной связью об успешности их обучения.
2. Практическая отработка и закрепление получаемых знаний и навыков.
3. Непрерывность обучения.
4. Использование инновационных технологий обучения.
5. Формирование и поддержание высокой мотивации на обучение.
6. Учет первоначального уровня знаний обучающихся.
Рассмотрим более подробно каждый из принципов.
Обеспечение обучающихся обратной связью об успешности их обучения. В процессе обучения преподаватель предоставляет обучающимся обратную связь, тем самым информируя их об учебных успехах или неудачах. Так же данная преподавателем обратная связь может служить сигналом к тому, что демонстрируемое студентом поведение является желательным и оно рекомендуется к воспроизведению в будущем. Кроме того, конструктивная обратная связь стимулирует интерес студентов к обучению, повышает их удовлетворенность учебным процессом и способствует большей включенности в него. Таким образом, обратная связь в учебном процессе выполняет три ключевых функции:
1. Информирование об успехах и или неудачах в обучении.
2. Подкрепление желаемого поведения.
3. Мотивация к образовательной деятельности.
Обратная связь может выражаться как в качественной (оценка без использования баллов, например, словесная похвала или критика) так и в количественной (оценка по балльной системе, например, по классической пятибалльной шкале) форме.
При этом, «обратная связь должна отвечать таким параметрам, как своевременность, полнота и качество» [3, 67].
Практическая отработка и закрепление получаемых знаний и навыков. Практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Основной целью практики является приобретение студентами практических навыков работы по специальности в реальных условиях профессиональной деятельности, формирование основ практического использования знаний, полученных в ходе теоретических занятий для решения конкретных проблем. Для некоторых вузов характерен определенный формализм в организации и проведении практик студентов, что, в итоге не лучшим образом влияет на эффективность обучения. Но не стоит забывать, что именно четко организованная практическая отработка полученных знаний и закрепление приобретенных навыков студентов-управленцев, позволяет вузу выпускать конкурентоспособных и востребованных в современных социально-экономических условиях специалистов.
Непрерывность обучения. «Непрерывное образование – процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества; использование совокупности информационных источников (включая систему образования) для удовлетворения профессиональных образовательных потребностей в саморазвитии во всех сферах профессиональной и общественной деятельности» [1, 3].
В современном обществе интенсивность изменений, происходящих в социальной, политической, экономической и духовной сферах, создает ситуацию, когда полученные сегодня знания, совершенно не актуальны уже завтра. Это требует постоянного обновления знаний и навыков в профессиональной области.
«Объем времени, необходимый для реновации (обновления) профессиональных знаний для специалистов со средним профессиональным образованием, составляет примерно 24 %, а для специалистов с высшим образованием – 28 % от общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода. Непрерывное образование становится важным фактором конкурентоспособности специалиста на рынке труда» [1, 3].
В менеджменте классические школы и методы управления исчерпывают свои возможности, не отвечая в полной мере требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня. Поэтому обучение будущего менеджера в вузе должно не только передать все актуальные для профессии знания, умения и навыки, но и сформировать культуру обучения и обеспечить понимание важности непрерывного профессионального обучения.
Использование инновационных технологий обучения. Если в школах бизнеса и управления, а также во внутрифирменных школах управления организаций и предприятий, содержание и формы профессионального обучения менеджеров постоянно совершенствуются в соответствии с диктуемыми обществом требованиями, то в высших учебных заведения при подготовке будущих менеджеров по прежнему транслируются традиционные подходы в управлении и используются классические методы обучения, которые в ряде случаев являются малоэффективными. Например, лекция на тему «Планирование и управление рабочим временем» или лекция на тему «Подготовка и проведение делового совещания». Очевидно, что наиболее успешно обучить будущих менеджеров планировать свое время и проводить рабочие совещания можно с использованием других форм и методов обучения, например, таких, как деловая игра, мини-проектирование, практические упражнения, анализ конкретных ситуаций, подготовка презентаций. Более того, использование этих методов в вузовском обучении не имеет конкретных препятствий, а требует только наличие соответствующей подготовки преподавателя и его практического опыта по теме.
Формирование и поддержание высокой мотивации на обучение. Формирование, поддержание и повышение у студентов уровня мотивации к обучению является одной из ключевых задач любого преподавателя. «Отсутствие желания учиться или низкая мотивация к обучению серьезно ограничивает возможности обучающихся к усвоению нового» [3, 77]. Таким образом, формирование высокой мотивации проявляется в степени заинтересованности, в конечных результатах обучения, в отношении к учебе и к самому участию в процессе обучения.
Учет первоначального уровня знаний обучающихся. Анализ исходного уровня знаний обучающихся по различным дисциплинам позволят сделать профессиональную подготовку менеджеров личностно ориентированной. Формирование малых учебных групп (8-15 человек) на основе предварительного анализа и обучение в них студентов с приблизительно одинаковым уровнем знаний делает профессиональную подготовку индивидуально направленной.
В процессе профессионального обучения менеджеров необходимо максимальным образом учитывать требования, которые предъявляют содержание профессиональной деятельности и рабочая среда к уровню подготовки специалиста. При этом, соблюдение ряда принципов профессионального обучения, позволяет сделать его более эффективным, что дает возможность подготовить высококвалифицированных менеджеров.
Источники:
1. «Организация профессиональной ориентации школьников в системе непрерывного профессионального образования». Материалы городского семинара заместителей директоров муниципальных образовательных учреждений, 27 августа 2003 г. Рязань, 2003. С. 3.
2. Гладышев С. МВА – это новая профессия // Обучение и карьера. Ноябрь, 2005. № 45. – С. 15.
3. Магура М. И, Курбатова М.Б.Обучение персонала как конкурентное преимущество. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004. – С. 69.