Найти тему

Хотели 100 баллов, а получилось как всегда...

А так ли легко?
А так ли легко?

Статистика-вещь упрямая. Она год за годом говорит о том ,что на одном из самых популярных экзаменов по выбору -экзамене по обществознанию получить не то что 100 баллов, а даже балл выше 80 довольно-таки сложно.

Очень часто выпускники, получив свои заветные баллы, впадают в недоумение: "Я все сделал, я все написал. Не может быть!!!" Виноватыми, конечно, и у выпускников, и у родителей сразу становятся учителя и репетиторы. Это они не научили, не так рассказали, не то спрашивали и т.д. и т.п.

Мой опыт учителя, репетитора, эксперта ЕГЭ говорит о том, что может быть, действительно, и не научили, и не рассказали...
  • как правильно оформлять работу;
  • что нужно считать количество вопросов в задании и отвечать на них на все, а не на выбор;
  • что такое план;
  • чем мини-сочинение отличается от эссе, и, что уже давным-давно никто на экзамене эссе не пишет!!!
Не эссе, а мини-сочинение!
Не эссе, а мини-сочинение!

В этой статье, пожалуй, поговорим именно о мини-сочинении.

Когда-то "на заре" ЕГЭ последнее задание по обществознанию как раз и предполагало написание эссе. Не вдаваясь в тонкости скажу, что в этом случае выпускник мог соглашаться или не соглашаться с автором , мог находить аргументы "за" и "против" одновременно.
Сочинение же предполагает согласие с точкой зрения автора. Задача -доказать правоту автора, а не раскритиковать его в пух и перья!

Именно поэтому спорных проблем в темах сочинения на ЕГЭ Вы не увидите. Все однозначно правильно. И не нужно "спотыкаться" на высказываниях типа "Задуманное, пусть и неосуществлённое преступление, есть всё же преступление" (Сенека). С точки зрения современного российского уголовного права- это не есть правильно. Никто не может быть наказан за мысли, если только они не воплотятся в противоправные деяния.

Но самая главная ошибка -это выбор темы сочинения. Экзамен даёт право выбора из 5 тем, каждая из которых "привязана" к определённому разделу обществознания. При выборе не руководствуйтесь ничем, кроме понимания сути высказывания!!! Только если Вы правильно поняли высказывание и можете чётко обозначить проблему -вперед и с песней!

"Приспособление -единственный способ выживания" . Замечательная тема, дающая простор мыслей выпускникам. Да только, как говорится, "не в ту степь". Автор говорит о приспособлении живых организмов к окружающей среде. А выпускники -сплошь и рядом о том, как важно в жизни уметь приспосабливаться и, что только хитрые и изворотливые могут сделать карьеру, заработать денег, вообщем, поймать удачу за хвост. А каких историй о человеческой подлости при этом не начитаешься!! Впору вовсе разочароваться в людях...

-3
" Все понимает, только сказать не может". Думаете- это про собаку? Как бы не так. Это - выпускник, который формулирует проблему высказывания. Конечно, непростое это дело -сформулировать проблему. Ловите лайфхак: Представьте, что вам нужно создать хэштег к предложенному высказыванию. Для этого определите какой именно объект характеризует автор и с какой позиции его рассматривает (может быть: оценивает позитивно или негативно, выделяет важнейший признак, определяет роль и значение, противопоставляет чему-то или что-то ещё)

"Власть должна находить опору в мыслях и чувствах народа" (Б.Н. Чичерин). Очевидно, что объект внимания автора- политическая власть (а не власть как таковая!). И дальше важно увидеть, что автор выделяет важнейшее свойство политической власти - её легитимность ( поддержка власти со стороны населения, граждан). Ах, как хорошо на эту мысль накладываются события, происходящие сейчас в Белоруссии!

У нас с Вами получился ## легитимность власти.

..И это только начало большого пути под названием "Сочинение на заветные 6 баллов". Еще есть теория, которую как то надо "присобачить" к проблеме. Примеры, которыми чего-то нужно иллюстрировать.

Но это - уже совсем другая история. Или точнее-статья.

PS: темы сочинений взяты из старой версии "Открытого банка заданий ЕГЭ по обществознанию" ФИПИ.