Найти тему
СКВОЗЬ ШУМЫ

Почему в России непопулярен синтипоп?

Оглавление
Лидер группы «Телевизор» Михаил Борзыкин. Фотография из открытых источников
Лидер группы «Телевизор» Михаил Борзыкин. Фотография из открытых источников

Западная музыкальная индустрия дала индустрии российской немало направлений для развития. Рок и рэп и тут, и там вовсю популярны. Не меньшую популярность в середине 80-х завоевал такой жанр, как синтипоп. Их основные знаменосцы в лице участников британских групп Depeche Mode и Pet Shop Boys давно завоевали любовь и почитание слушателей 1/6 части суши. Но вот незадача: тот стиль, в котором они играли, не получил должного развития в нашей стране.

Вроде бы синтипоп — наиболее коммерчески направленный стиль, нежели панк-рок. Тут тебе и мелодия, и романтика, и танцы-танцы-танцы. Но возникает следующий парадокс: судя по количеству музыкантов, исполняющий панк-рок, синтипоп находится в настоящем андеграунде.

В чём же причина?

Конечно, можно в очередной раз уповать на российскую ментальность, которой ближе прилипчивые повторяющиеся мелодии, например. Можно в очередной раз уповать на систему отечественного шоу-бизнеса, чьи продюсеры понимают, что слушает среднестатистический русский слушатель, и делают для такого слушателя удобоваримые композиции.

Но куда интереснее следующая причина непопулярности синтипопа в нашей стране — дороговизна и недоступность хороших синтезаторов. На Западе производство синтезаторов (вместе с музыкальными стилями) вовсю развивалось, и любой тамошний школьник мог выбрать любой синтезатор и делать на нём приятную для девочек музыку. В СССР, конечно же, в диковинку были хорошие зарубежные синтезаторы, а собственные аппараты выпускались не интенсивно. Да и качество их звучания оставляло желать лучшего. После начала Перестройки зарубежные инструменты стали вовсю завозиться, только в массе своей это были либо упрощённые варианты, либо их копии, и нередко китайские. Потом спустя некоторое время стали завозиться нормальные синтезаторы, но музыканты, ориентированные на электронную танцевальную музыку, уже привыкли к звукам упрощённого инструмента. Да и разбираться в технических характеристиках хорошего и, порой, неординарного синтезатора — отдельный вид искусства. Ну и, конечно, неординарные синтезаторы продаются только в городах-миллионниках.

Как же тогда некоторые исполнители?

Мне конечно возразят: «А как же "Форум", "Ласковый май", "Мираж"?» Дорогие, сравните их с такими гигантами как Depeche Mode, Pet Shop Boys, Duran Duran и так далее. У этих ребят звук побогаче, согласитесь? А всеми нами почитаемые поп-коллективы Перестройки больше ориентировались на звучание Дитера Болена и его братии. Он не ставил задачу ориентироваться чётко на синтипоп: ему было ближе евродиско, и делал он больше своё, чем какую-нибудь кальку. А ещё же в СССР популярно было итало-диско. Соответственно, поп-музыка с Западной Германии и Италии далеко задвинули аналоги с США и Британии. Ну и читай выше про небольшое количество хороших синтезаторов.

Можно, конечно, вспомнить про такие группы как «Телевизор» и «Технология» (типа они косили под Depeche Mode). Но одни из-за своей жёсткости больше походит на рок-группу, а другие не стали бы столь известны без помощи небезызвестного продюсера.

Ну хорошо, они могут быть причислены у синтипопу, и даже «Форум» может быть причислен, хоть и совсем мало просуществовали. Но подобных примеров единицы, поэтому как можно говорить о популярности синтипопа в России?

Но надо сказать, что и среди относительно молодых исполнителей есть те, кто ориентируется на синтипоп-музыку, и самый яркий пример — Tesla Boy. Но опять же, таких исполнителей мало, и они имеют чётко свою аудиторию в клубах больших городов. Даже если учитывать молодых исполнителей родственных жанров (как retrowave), то всё равно получается мало.

Заключение

В нашей стране не произошло должного синтипоп-движения. Те коллективы, которых причисляют синтипоп, не делали синтипоп в реале. Они больше ориентировались на Modern Talking, нежели на Duran Duran, ибо у этих музыка была немного перегруженной, нежели у германских коллег. Да и нужны были хорошие синтезаторы для создания синтипопа, а в Союзе было их не так много. Открытие границ не спасло ситуацию: слушатель и поп-исполнитель привык к упрощённой музыке.

Есть определённые группы из 80-х и даже из нашего времени, которые делают синтипоп. Их, конечно, мало, но, может быть, это не так уж и плохо. Легче среди поклонников таких групп найти единомышленника.

Лидер группы «Tesla Boy» Антон Севидов. Фотография из открытых источников
Лидер группы «Tesla Boy» Антон Севидов. Фотография из открытых источников