Западная музыкальная индустрия дала индустрии российской немало направлений для развития. Рок и рэп и тут, и там вовсю популярны. Не меньшую популярность в середине 80-х завоевал такой жанр, как синтипоп. Их основные знаменосцы в лице участников британских групп Depeche Mode и Pet Shop Boys давно завоевали любовь и почитание слушателей 1/6 части суши. Но вот незадача: тот стиль, в котором они играли, не получил должного развития в нашей стране.
Вроде бы синтипоп — наиболее коммерчески направленный стиль, нежели панк-рок. Тут тебе и мелодия, и романтика, и танцы-танцы-танцы. Но возникает следующий парадокс: судя по количеству музыкантов, исполняющий панк-рок, синтипоп находится в настоящем андеграунде.
В чём же причина?
Конечно, можно в очередной раз уповать на российскую ментальность, которой ближе прилипчивые повторяющиеся мелодии, например. Можно в очередной раз уповать на систему отечественного шоу-бизнеса, чьи продюсеры понимают, что слушает среднестатистический русский слушатель, и делают для такого слушателя удобоваримые композиции.
Но куда интереснее следующая причина непопулярности синтипопа в нашей стране — дороговизна и недоступность хороших синтезаторов. На Западе производство синтезаторов (вместе с музыкальными стилями) вовсю развивалось, и любой тамошний школьник мог выбрать любой синтезатор и делать на нём приятную для девочек музыку. В СССР, конечно же, в диковинку были хорошие зарубежные синтезаторы, а собственные аппараты выпускались не интенсивно. Да и качество их звучания оставляло желать лучшего. После начала Перестройки зарубежные инструменты стали вовсю завозиться, только в массе своей это были либо упрощённые варианты, либо их копии, и нередко китайские. Потом спустя некоторое время стали завозиться нормальные синтезаторы, но музыканты, ориентированные на электронную танцевальную музыку, уже привыкли к звукам упрощённого инструмента. Да и разбираться в технических характеристиках хорошего и, порой, неординарного синтезатора — отдельный вид искусства. Ну и, конечно, неординарные синтезаторы продаются только в городах-миллионниках.
Как же тогда некоторые исполнители?
Мне конечно возразят: «А как же "Форум", "Ласковый май", "Мираж"?» Дорогие, сравните их с такими гигантами как Depeche Mode, Pet Shop Boys, Duran Duran и так далее. У этих ребят звук побогаче, согласитесь? А всеми нами почитаемые поп-коллективы Перестройки больше ориентировались на звучание Дитера Болена и его братии. Он не ставил задачу ориентироваться чётко на синтипоп: ему было ближе евродиско, и делал он больше своё, чем какую-нибудь кальку. А ещё же в СССР популярно было итало-диско. Соответственно, поп-музыка с Западной Германии и Италии далеко задвинули аналоги с США и Британии. Ну и читай выше про небольшое количество хороших синтезаторов.
Можно, конечно, вспомнить про такие группы как «Телевизор» и «Технология» (типа они косили под Depeche Mode). Но одни из-за своей жёсткости больше походит на рок-группу, а другие не стали бы столь известны без помощи небезызвестного продюсера.
Ну хорошо, они могут быть причислены у синтипопу, и даже «Форум» может быть причислен, хоть и совсем мало просуществовали. Но подобных примеров единицы, поэтому как можно говорить о популярности синтипопа в России?
Но надо сказать, что и среди относительно молодых исполнителей есть те, кто ориентируется на синтипоп-музыку, и самый яркий пример — Tesla Boy. Но опять же, таких исполнителей мало, и они имеют чётко свою аудиторию в клубах больших городов. Даже если учитывать молодых исполнителей родственных жанров (как retrowave), то всё равно получается мало.
Заключение
В нашей стране не произошло должного синтипоп-движения. Те коллективы, которых причисляют синтипоп, не делали синтипоп в реале. Они больше ориентировались на Modern Talking, нежели на Duran Duran, ибо у этих музыка была немного перегруженной, нежели у германских коллег. Да и нужны были хорошие синтезаторы для создания синтипопа, а в Союзе было их не так много. Открытие границ не спасло ситуацию: слушатель и поп-исполнитель привык к упрощённой музыке.
Есть определённые группы из 80-х и даже из нашего времени, которые делают синтипоп. Их, конечно, мало, но, может быть, это не так уж и плохо. Легче среди поклонников таких групп найти единомышленника.