Мусор скапливается во всех торговых точках, закон требует его утилизировать. Как в условиях кризиса превратить процесс из убыточного в выгодный, рассказывает Никита Никишкин в статье для РБК.
В условиях кризиса, вызванного пандемией, ретейлеры ищут новые точки устойчивого роста. С одной стороны, потребительский спрос снизился. С другой стороны, из-за карантина люди вынуждены заказывать многие товары онлайн. После кризиса они привыкнут это делать. По оценке «Атона», из-за ускоренной адаптации к уже существующим трендам к 2021 году онлайн-ретейл и цифровые услуги ждет двукратный рост. Игроки, которые приспособятся к кризису и увидят в нем новые возможности для развития, вырвутся вперед и станут флагманами рынка.
Поэтому сейчас так важно найти достаточное количество ресурсов для развития, в частности задуматься о не самом очевидном источнике дохода — сборе и утилизации производимого мусора.
Бизнес может утилизировать мусор с выгодой, превратив балласт в источник дохода:
200 кг макулатуры можно сдать по 2 руб. за 1 кг,
200 кг канистр из полиэтилена низкого давления (ПНД) — по 6 руб. за 1 кг,
200 кг пластиковых бутылок из ПЭТ — по 7,5 руб. за 1 кг.
Чем больше у вас отходов одной фракции, тем выгоднее их утилизация. Х5 Retail Group в 2018 году сдала на переработку более 572 млн кг, из которых 307 млн кг весили картон, полиэтилен и пластик. По нашим оценкам, 307 млн вторсырья (средняя стоимость 1 кг в 2018 году составляла около 6 руб.) могли принести компании доход в 1,84 млрд руб.
Если у вас нет таких объемов, можно начать с малого. Например, картон имеет смысл сдавать уже при общем весе от 80 кг, а ПЭТ, пленку и металл — и вовсе от 50 кг. Начните также собирать более ценные фракции — офисную бумагу, пластиковую пленку (ПВД, стрейч, микс), бутылки, крышки, алюминиевые банки.
Выгоднее работать с большими объемами отходов. Как увеличить их?
1. Установить в магазинах контейнеры для сбора вторсырья
В магазинах «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» (входят в X5), «Магнит» и «Лента» установлены аппараты по приему пластиковых бутылок. Покупатель может сдать бутылки и получить скидку. Сеть «Вкусвилл» получает по 1,3 тыс. бутылок в месяц с каждого аппарата. Собирать также можно пакеты, алюминиевые банки, стеклянные бутылки и крышечки.
2. Сдать на утилизацию архивные документы
Кстати, они стоят дороже картона (при сдаче 200 кг — по 4,5 руб. за 1 кг). Кроме того, у крупного ретейла они обычно занимают немалые площади: утилизация поможет высвободить место. С архивными документами следует быть аккуратным: нужно проверить сроки хранения бумаг (например, месячная бухгалтерская и статистическая отчетность, балансы организации и объяснительные записки к ним необходимо хранить один год, квартальные — пять лет), издать приказ об уничтожении неактуальных и отправить на утилизацию.
Полная статья по ссылке https://pro.rbc.ru/demo/5ea027d29a7947015abb14f5